Всего несколько слов Удмуртским клирикам и тем, кто когда-нибудь пожелает последовать их примеру.
1. Самым опасным, на мой взгляд, в данной ситуации является ожидание церковной революции — надежды на поддержку большого числа церковного народа. Этого заведомо быть не может. Дай Бог, чтобы осталось два-три десятка прихожан — этого вполне достаточно. Само по себе это ожидание происходит из-за боязни подъять Крест Христов — это тяжкая ноша, но не следует оглядываться вокруг и искать тех, кто подбежит помогать его нести. Господь сказал, «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16.24). Он не сказал во множественном числе: возьмите крест свой. Дай Бог, чтобы рядом оказался хоть один Симон Киринеянин, а не только сочувствующие.
2. Самым опасным является также соблазн основания нового церковного управления — подобно тому, как это сделал епископ Диомид. Это ошибка и тупик, из которого, практически, нет выхода.
3. Самым опасным, также, является ошибка в выборе дальнейшего пути. Это как в старой детской сказке, где герою предлагается из десяти дев узнать свою настоящую невесту. Слишком много сейчас со всех сторон предложений, но те, кто ошибаются, уже, как правило, никогда не возвращаются из небытия. Только одна из десяти учит смирению — все остальные возгревают гордость. Врата Царствия Небесного перед гордыми закрыты.
4. Опасным заблуждением, также, является соблазн улучшить Московскую Патриархию (или иную юрисдикцию) изнутри. Это заведомо невозможно. Со злом нельзя бороться — от зла и неправды надо бежать.
В утешение могу сказать то, что решившиеся на такой шаг не ради материальных благ, никогда об этом не сожалеют. Бедность и гонимость со Христом неизмеримо сладостнее для души человека, чем богатство и почет с творящими беззаконие.