АЛЕКСАНДР Смирнов, протоиерей: Биография

(†16/29 июня 2021)

Из автобиографии протоиерея Александра Смирнова

Я, священник Александр Смирнов, родился 17 февраля 1961 года в г. Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в интеллигентной, но не религиозной семье. В 1978 году окончил среднюю школу N 199 и поступил в Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС). В 1984 году окончил этот институт по специальности «радиосвязь и радиовещание» и 3 года (по распределению) работал в оборонном НИИ программистом. В 1987-1992 гг. учился в Ленинградском гос. институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМ и К) по специальности «театроведение». По окончании института, в 1993-1995 гг. учился в аспирантуре Российского Института Истории Искусств (РИИИ) Академии Наук по специальности «Киноискусство и телевидение», где изучал развитие христианской темы в мировом кинематографе и в целом проблемы взаимодействия христианства и культуры. К сожалению, Учёный Совет института не счёл возможным рассмотреть диссертацию с христианской тематикой (хотя предварительно тема была утверждена). После окончания аспирантуры я работал редактором в нескольких светских газетах и журналах. В настоящее время работаю экскурсоводом (гидом): провожу экскурсии по Петербургу, его пригородам и Северо-западу России (мною самостоятельно подготовлено более 50 авторских экскурсий), паломничества по монастырям и храмам (через светские турфирмы), а также занимаюсь литературным редактированием, сотрудничая с разными издательствами. Также в 2005/2006 гг. вёл передачи о монашестве («Ангельский образ») на СПб радио.В 1987 году я вступил в гражданский, а в 1991-м и в церковный, брак с Ольгой Геннадьевной Сарвас. В 1988 году у нас родилась дочь Марина. В этом браке я благополучно состою и в настоящее время.Таинство Крещения я принял 6 (19) марта 1990 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда (РПЦ МП). Этому событию предшествовали длительные размышления над Евангелием, прослушивание христианских зарубежных радиопередач (BBC, Голоса Америки, Радио Свобода) и подготовка (практически полный курс катехизации), которую я прошёл самостоятельно по дореволюционным православным книгам (в том числе и по «Настольной книге церковно-священнослужителя» С.В.Булгакова 1913 года издания), которые у меня была возможность читать в Публичной Библиотеке. Естественно, что чтение православной литературы я продолжал и после Крещения, тем более, что тогда она стала печататься и в России. Появилась возможность получать книги из-за рубежа, в частности из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.В начале 1991 года я примкнул к первой петербургской общине РПЦЗ, настоятелем которой был о. Сергий Перекрёстов, а службы проходили в крипте Казанской церкви Новодевичьего монастыря. Я прочёл много книг и брошюр о РПЦЗ и был полностью солидарен с её отрицанием сергианства, коммунизма и экуменизма. Всей душой я стал почитать новомучеников и исповедников российских и святых царственных мучеников, прославленных РПЦЗ. Мне нравилась также глубокая молитвенность уставных служб, хорошее унисонное пение. Тогда же у меня стали возникать мысли о священническом служении. В 1993 г. по благословению о. настоятеля я поступил в заочную мюнхенскую семинарию и занимался по её программам, но, к сожалению, эта семинария довольно быстро перестала функционировать в России и мне не удалось сдать ни одного экзамена.Позже, в 1995 году, власти СПб выгнали общину из храма, а затем Синодом РПЦЗ был лишён сана о. Сергий. Община фактически распалась. Я стал ходить на службы к о. Владимиру Савицкому, иногда к о. Алексию Тархову. В 1997 году я работал руководителем паломнической службы СПб Подворья Коневского монастыря (меня, как хорошего экскурсовода, пригласил через общих знакомых тогдашний управляющий подворьем о. Сергий Бельков), где я ещё раз убедился в полном и вопиющем несоответствии «внешнего» и «внутреннего» в современном монастыре МП, не имеющем ни малейшего отношения к православной аскетике.После Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г., когда наступил период церковной смуты и неразберихи, я временно покинул РПЦЗ и стал искать истинную церковь Христову, присматриваясь к разным истинно-православным юрисдикциям. Эти поистине искусительные и болезненные шатания привели меня к унынию и тяжёлому духовному кризису, в результате которого я пришёл к ошибочному экуменическому выводу о том, что истина и благодать в той или иной степени присутствует в разных церквях, в том числе и в МП, и у католиков. В 2004 г., увлёкшись идеями Владимира Соловьёва о христианском единстве, я примкнул к греко-католикам, считая себя «православным в общении с Римом». Какое это было пагубное и иллюзорное заблуждение! Через некоторое время мне на собственном опыте стало понятно, что цель существования греко-католичества – совсем не поиск христианского единства, а реальное насаждение папизма и олатинивание православных. В 2005 году мы с единомышленниками создали отдельную общину во имя Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, для молитвенного изучения уставного православного богослужения.Осенью 2006 года наша община приняла решение вернуться в Православие. Я и мой друг Иван Данилов были приняты в Апостольскую Православную Церковь. К сожалению, о. Иаков Кротов (который организовал наш переход в АПЦ) искренне заблуждался сам и ввёл в заблуждение нас относительно подлинных обновленческих и экуменических взглядов иерархов этой Церкви, что проявилось уже в январе 2007 г., когда в АПЦ было объявлено о возможности вступать в брак епископам после архиерейской хиротонии и о сослужении некоторых общин АПЦ с протестантами. Такие вопиющие факты попрания канонов заставили меня (вместе с общиной) выйти из АПЦ.Я и наша община придерживаемся святоотеческих церковных взглядов и православных христианских ценностей. Мы глубоко любим и ценим традиции Святого Православия, стараемся служить по Уставу, на церковно-славянском языке. Исповедуем Никео-Цареградский Символ веры, признаём все догматы, каноны и правила Свв. Апостолов, Вселенских и поместных соборов и Свв. отцов. Отвергаем сергианство. Особо подчеркну, что мы отвергаем и торжественно анафематствуем экуменизм и все заблуждения римо- и греко-католиков.Мы поддерживаем и по совести разделяем взвешенный и мудрый подход к церковным проблемам Преосвященнейшего Владыки Агафангела и возглавляемого им ВВЦУ РПЦЗ.Мы хотим пребывать в Церкви, которая имеет полноценное каноническое преемство с дореволюционной Российской Православной Церковью, где уважают и соблюдают православные каноны и традиции, особенно же лучшие традиции РПЦЗ, где отвергают все ереси и держатся правой веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Иерей Александр Смирнов

27 ноября (10 декабря) 2007 г.,                                  
Знамение Пресвятой Богородицы,
бывшее в Великом Новгороде

От редакции

05.01.08/23.12.07. В канун Рождества Христова к нашей Церкви присоединилась община в городе Санкт-Петербурге в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей словенских. 5 января Преосвященный Софроний епископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский хиротонисал иподиакона Александра Смирнова во диакона. В канун Рождества Христова 6 января за Божественной литургией диакон Александр Смирнов был хиротонисан во иерея. За этой же литургией иподиакон Иоанн Данилов был хиротонисан во диакона. Оба клирика назначены на приход в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей словенских в городе Санкт-Петербурге.

В день памяти Св. прав. Иоанна Кронштадтского 19.10(01.11).2020 года в санкт-петербургском приходе Св. Переподобномученицы Великой Княгини Елисаветы правящий архиерей, епископ Ишимский и Сибирский Никон, отслужил архиерейским чином Божественную Литургию, за которой возвёл в сан протоиереев настоятеля прихода о. Александра Лузина и священника прихода о. Александра Смирнова.

На фото рядом с владыкой Никоном в облачениях: о. Александр Смирнов и о. Александр Лузин, сзади стоят клирики других епархий РПЦЗ: о. Сергий Криулин, иеромонах Павел (Грауле) и о. Сергий Цапко.

29 июня в 11 ч. 2021г утра после тяжёлой болезни отошёл ко Господу настоятель прихода в честь Кирилла и Мефодия в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Смирнов

О. Александр похоронен 2 июля 2021 года на Павловском кладбище недалеко от его дома в присутствии прихожан и родственников. Отпевание прошло накануне. Панихида была отслужена в часовне при больнице им. Семашко в Павловске. Это пригород Санкт-Петербурга. На кладбище была отпета Лития. Господь да упокоит раба Своего прот. Александра в месте злачне, в месте покойне..!