II Всезарубежный Собор (1938г.)

Содержание

Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии. Белград, 1939.

Доклад Архиерейскому Синоду Блаженнейшего Митрополита Антония о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян.

Условия, в которых существует за рубежом наша Церковь, не имеющая никакой поддержки от государственной власти и растущая в очень значительной мере благодаря работе благочестивых прихожан, делают необходимым привлечение представителей паствы к ближайшему участию не только приходских, но и общецерковных делах. Такое участие их на Соборах в Москве, Ставрополе, а затем в Сремских Карловцах в 1921 году, во многих отношениях, несомненно, было очень полезно. Нам, иерархам, весьма важно от представителей паствы узнавать о её духовных и прочих нуждах, а с другой стороны, мероприятия, выработанные с участием представителей клира и мирян, могут быть основаны на более всестороннем и подробном обсуждении.

Само собою, разумеется, что, говоря о такой пользе участия клира и мирян в Соборной работе, мы отнюдь не имеем в виду осуществления какой-то церковно – демократической программы. Иерархический надзор и право, или точнее – обязанность, епископов произносить решающее слово, должны в соответствии со св. канонами и практикой последних русских Соборов, оставаться незыблемыми. Впрочем, надо с удовольствием отметить, что до сих пор на наших Соборах – как раз миряне особенно ревностно оберегали сохранение полноты канонических прав за иерархией.

За рубежом имел место только один Собор с участием клира и мирян. Проект созыва второго такого Собора остался неосуществленным по различным причинам, одной из которых можно считать возникшую церковную смуту. Смягчение церковного разделения, происшедшее за последнее время, дает основание сказать, что последняя причина, если не исчезла, то, во всяком случае, не может почитаться достаточной для дальнейшего откладывания Собора, который, если окажется не в силах привести к единству, все-таки важен для Зарубежной Русской Церкви, объединенной вокруг Архиерейского Собора и Синода. Не надо забывать, что первый Всезаграничный церковный Собор, имевший место в Сремских Карловцах в 1921 году, хотя и подвергается различным укоризнам, все-таки много способствовал укреплению организации Зарубежной Церкви. Равным образом нельзя не отметить благого значения епархиальных собраний в некоторых наших епархиях, как например Харбинской. Все это дает нам основание ожидать, что созыв теперь Всезаграничного Собора способствовал бы сплочению Зарубежной Церкви, укреплению ее организации и упорядочению ее имущественного положения. Но не менее, если не более, важной задачей для Собора будет указание православному русскому Зарубежью путей духовного возрождения и просвещения эмиграции, обсуждение и выработка мер борьбы с сектантством, противоцерковными течениями за рубежом и, наконец, насколько это возможно, лечение ран, нанесенных душам церковной смутой. Для этой последней цели я радостно приветствовал бы участие на Соборе представителей русских церковных организаций, не находящихся ныне с нами в полном единении, при условии, конечно, что они выразят готовность принять к исполнению постановления, которые будут вынесены Собором с равноправным участием их представителей. Мы неоднократно приглашали к восстановлению единства отошедших от нас иерархов; думается, что новое приглашение их и представителей их паствы к Соборному сотрудничеству могло бы послужить делу церковного объединения.

Все эти вкратце перечисленные мною вопросы, а также самая организация Собора требуют тщательной предварительной подготовки и потому, я полагал бы необходимою, прежде всего рассылку настоящего моего доклада на отзыв отсутствующим членам Синода с предложением им доложить какие у них со своей стороны имеются пожелания в связи с настоящим предложением. Если же принципиально будет признано желательным принять мое предложение, то я полагал бы необходимым создание при Архиерейском Синоде Предсоборной Комиссии, под председательством Архиепископа Анастасия, на которую возложить подбор материала к Собору, предварительную разработку подлежащих его решению вопросов, а также изыскание совместно с Архиерейским Синодом средств на связанные с подготовкой Собора расходы. Само собою, разумеется, что предположения этой Комиссии нуждались бы в утверждении их Архиерейским Синодом. Что касается состава Комиссии, то я сейчас не нахожу нужным высказываться о нем, пока Архиерейский Синод в полном своем составе не принял еще высказанного в настоящем моем докладе предложения. Надеюсь, однако, что важность его для Зарубежной Церкви будет оценена Преосвященными Членами Синода и встретит с их стороны всяческое содействие.

Архиерейского Синода смиренный послушник
Митрополит Антоний.
2 – 15 января 1935 г.   

Предсоборная Комиссия

После утверждения доклада Блаженнейшего  Митрополита  Антония о созыве Всезарубежного Собора с участием представителей клира и мирян в 1936 году, Архиерейским Синодом, весною 1935 года, была образована  Предсоборная Комиссия под председательством Высокопреосвященного Митрополита  (в то время Архиепископа) Анастасия в следующем составе: Товарищи Председателя – Архиепископ Гермоген и Архиепископ Феофан, их заместитель протоиерей Иоанн Сокаль и Члены Комиссии: протопресвитер Петр Беловидов, протоиерей Феодор Жолткевич (в 1937 г. выбыл из состава Комиссии вследствие перехода на сербскую церковную службу), проф. А. П. Доброклонский († 1937), Б. Р. Гершельман, граф Ю. П. Граббе, П. С. Лопухин, проф. К. М. Смирнов, К. И. Телятников, проф. сенатор С. Н. Трегубов, проф. А. И. Щербаков и А. П. Юденич. Позднее, в 1937 г., состав Предсоборной Комиссии был расширен назначением Членами Комиссии – А. И. Аносова, кн. В. В. Голицына, Б. Н. Сергеевского и Н. П. Рклицкого, Секретарем Комиссии был назначен К. Н. Николаев.

Предсоборная Комиссия приступила к своей деятельности 22 июня – 5 июля 1935 года, имея в виду созыв Всезарубежного Собора осенью 1936 года. Однако, в связи с выработкой Временного Положения об управлении Русской Православной Церкви заграницей и ожидаемым вступлением в ее юрисдикцию русских епархий в С. Америке и Западно-Европейской епархии, состоявшей под управлением Митрополита Евлогия, Архиерейский Собор, определением от 24 октября – 6 ноября 1936 года, отсрочил созыв Всезарубежного Собора, с тем, что срок созыва его должен быть определен Архиерейским Собором 1936 года, каковым Собором и было постановлено, что Всезарубежный  Собор должен быть созван в 1938 году.

Вследствие изложенного, работы Предсоборной Комиссии 12/25 ноября 1935 года были прерваны и возобновлены 26 февраля (11 марта) 1937 года, причем с 22 мая (7 июня), в виду отказа К. Н. Николаева от должности секретаря, исполнение обязанностей последнего было возложено на П. С. Лопухина.

В связи с создавшейся, после вхождения в Русскую Православную Церковь заграницей всей Русской Церкви в С. Америке, новой обстановки церковной жизни, Предсоборная Комиссия наново пересмотрела вопрос о целях Всезарубежного Собора и признала желательным расширить его программу включением ряда новых докладов. О своих решениях по этому вопросу она сделала подробный доклад на соединенном заседании членов Архиерейского Собора и Предсоборной Комиссии 22 декабря – 4 января 1937/8 г.г., причем высказала убеждение о необходимости, в целях объединения русских людей зарубежом России, образовать на предстоящем Соборе церковно – национальный центр.

Ознакомившись с работами и проектами Предсоборной Комиссии, Архиерейский Собор, определением от 22. XII – 4/1 – 1937/8 г.г., назначил срок созыва Всезарубежного Собора с участием представителей клира и мирян на 1/14 августа 1938 года.

Правила о составе Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, и о порядке избрания и назначения их, принятые Архиерейским Собором 12/25 октября 1935 года с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором 22 декабря – 4 января 1937/38.

1. В состав Собора Русской Православной Церкви заграницей входят в качестве Членов лица, находящиеся в каноническом подчинении Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви заграницей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Лица иных церковных юрисдикций, не удовлетворяющие вышеприведенным требованиям, допускаются в Собор с совещательным голосом по особому разрешению Архиерейского Синода.

2. Равноправными Членами Собора Русской Православной Церкви заграницей могут быть также лица иных церковных юрисдикций, при условии признания ими Собора высшим органом церковной власти заграницей и безусловного подчинения решениям Собора. 

3. Членами Собора являются лица а) по положению, б) по выборам и в) по назначению.

4. По положению членами Собора являются: а) все Епископы Русской Православной Церкви заграницей,  б) Члены Всероссийского Поместного Церковного Собора 1917 – 18 г. г. – с соблюдением условий, изложенных в ст. стс. 1 и 2 настоящих правил и  в) Члены Предсоборной Комиссии по подготовке Собора Русской Православной Церкви заграницей в 1938 г. с участием представителей клира и мирян.

5. Членами Собора по назначению являются лица, назначаемые Архиерейским Синодом непосредственно или по представлению Епархиальных Архиереев.

6. Члены Императорской фамилии приглашаются к участию в Соборе Архиерейским Синодом.

7. Русским мужским монастырям предоставляется послать на Собор по одному представителю.

8. Членами Собора являются представители: а) Института Св. Владимира в Харбине и б) Русского Научного Института в Белграде по одному от каждого по выбору последних. Усмотрению Архиерейского Синода предоставляется приглашение представителей от иных научных учреждений.

9. Следующим организациям предоставляется послать в качестве Членов Собора по одному представителю: Корпусу Императорской Армии и Флота и Русскому Обще — Воинскому союзу и трех представителей всем казачьим войскам.

Также по одному представителю – следующим учреждениям и организациям: а) Типографскому Братству Преподобного Иова во Владимировой; б) Владимирскому Братству в Берлине; в) Палестинскому Обществу; г) Обществу Взаимопомощи в Вилькес Баре и д) Обществу русских братств в Питтсбурге.

10. Выборы Членов Собора от духовенства и мирян производятся по епархиям, а в Западно-Европейской епархии по избирательным округам. Приходы непосредственно подчиненные Архиерейскому Синоду также объединяются в особые избирательные округа.

11. В Северо-Американском Митрополичьем округе каждой епархии предоставляется право иметь по два представителя  — одного от клира и одного от мирян, а епархиям Чикагской и Нью-Йоркской по 4 представителя – по два от клира и по два от мирян, причем епархии имеют право объединяться для производства выборов представителей.

12. Количество избираемых в Собор Членов, в равном числе от духовенства и от мирян определяется в нижеприведенной таблице по епархиям и избирательным округам. 

 


ЕПАРХИИ


Число Членов Собора:

от духовенства:

от мирян:



1) Западно-Европейская 

 

 

Избирательные округа:

 

 


а)  Франция и Венгрия 

4

4


б)  Бельгия, Люксембург и Англия        

2

2


в)  Швейцария 

1

1


г)   Италия 

1

1



2)   Харбинская 

6

6



3)  Российская Духовная Миссия в Китае

4

4



4)  Южно – Американская (Сан — Пауло)

1

1



5)   Урмийско – Салмасская

1

1



6)   Аргентина    

1

1



7)   Германская

2

2



8)  Управление русскими православными общинами в Югославии       

4

4



9)  Управление русскими православными общинами в Болгарии        

2

2



10) Избирательные округа, образованные из приходов непосредственно
Архиерейскому Синоду подчиненных:        

 

 


а)  Алжир, Тунис и Бизерта  

1

1


б)  Каир и Александрия  

1

1


в)   Адис – Абеба   

1

1


г)   Тегеран, Багдад, Энзели    

1

1


д)   Австралия  

1

1


е)   Константинополь

1

1


ж)  Русская Духовная Миссия в Иерусалиме 

1

1


ВСЕГО:

60

60

13. Число Членов по назначению не превышает 25 лиц.

14. Выборы Членов Собора производятся сперва по приходам, засим по благочиниям и епархиям или избирательным округам. Приходы избирают выборщиков, последние на благочинническом собрании избирают делегатов в епархиальные или окружные избирательные собрания. Епархиальные и окружные избирательные собрания избирают Членов Собора. Отступление от установленного порядка допускаются Архиерейским Синодом по представлению епархиальной власти, согласно местным условиям.

15. При выборах правом избирать и быть избранным пользуются лица удовлетворяющие условиям участия в приходских собраниях согласно Приходскому уставу, принятому определением Св. Собора Российской Православной Церкви 7/20 апреля 1918 года (ст. ст. 44, 45 и 46 Устава). Избранными на Собор могут быть и лица проживающие вне пределов избирающей их епархии или избирательного округа.

16. Утверждение выборов Членов Собора принадлежит Епархиальным Архиереям. По жалобам заинтересованных лиц или в порядке надзора, Епархиальный Архиерей может изменить выборы, в целом или в части, если удостоверится в нарушении установленных для производства их правил или в несоответствии того или иного из избранных лиц условиям необходимым для участия в Церковном Соборе. В этих случаях Епархиальный Архиерей предписывает подлежащей инстанции произвести новые выборы по сделанным им указаниям.

17. Лица, указанные в ст. 2 допускаются к участию в Соборе – Архиерейским Синодом.

18. Проверка полномочий Членов Собора производится Проверочной Комиссией, назначаемой Собором.     

Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938г.

I.

1. Настоящий Наказ дается Второму Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян.

2. Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян должен действовать на основании Слова Божия, Священных Канонов и законоположений Русской Православной Церкви, поскольку эти законоположения применимы к условиям современной церковной жизни Зарубежной Церкви.

3. Второй Всезаграничный Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян созывается на территории Сербской Православной Церкви, под покровительством Святейшего Патриарха Сербского, который является Почетным Председателем Собора.

4. Собор открывает и председательствует на нем  Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей – Председатель Архиерейского Синода.

II.

Состав Собора.

5. Второй Всезаграничный Собор с участием представителей клира и мирян составляют: а) все русские православные епископы, принадлежащие к юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей;  б) клирики и миряне, согласно Правилам о составе Собора, по положению, по избранию и по назначению Архиерейским Синодом.

6. Каждый член Собора может иметь не более двух голосов: один свой собственный и один по письменной доверенности.

7. Программу Собора утверждает Епископское Совещание. Заявление о желательности постановки вопросов на обсуждение Собора, за подписью не менее 10 лиц, подаются в Совет Собора и вносятся на рассмотрение Собора с заключением Совета Собора.

8. Вопрос о признании Собора законно состоявшимся решается Епископским Совещанием Собора.

ПРИМЕЧАНИЕ: При решении этого вопроса не принимаются в расчет представители Северной и Южной Америки и Дальнего Востока, в виду дальности расстояния и невозможности прибыть на Собор из этих мест всем, коим право на то предоставлено.                                             

III.

Общее Собрание Собора.

9. Заседания Собора могут быть открытыми и закрытыми по решению самого Собора.

10. Кворум заседания составляет половина прибывших на Собор  членов его.

11. Доклады Предсоборной Комиссии и Отделов Собора вносятся на рассмотрение Собора в порядке установляемом Советом Собора.

IV.

О Совете Собора и Отделах. 

12. Совет Собора состоит из Председателя Собора (ст. 4), четырех Товарищей Председателя  (1 епископ, 1 пресвитер и 2 мирянина) и Старшего Секретаря Собора, избираемых закрытым голосованием.

13. Собором устанавливаются следующие Отделы: 1) поверочный, для проверки полномочий членов Собора; 2) по – центральному и епархиальному управлению; 3) просветительно-миссионерский; 4) по вопросам приходской жизни; 5) судебно – правовой; 6) финансово – хозяйственный; 7) по вопросам русского духовного и национального возрождения и 8) по обще – церковным вопросам. Число отделов может быть увеличено Собором.

14. Отделы образуются путем записи желающих принять участие в их работах членов Собора и имеют право привлекать к участию в своей работе сведущих лиц, по представлению Председателя Отдела, с правом совещательного голоса.

15. В отделах председательствуют епископы, избираемые Совещанием Епископов. Товарищи Председателя и секретари отделов избираются Отделами.

16. Доклады Отделов и проекты постановлений по ним вносятся в общее собрание через Совет Собора.

17. Совет Собора устанавливает порядок заседаний общих Собраний, исполняет поручения Собора, в случае необходимости принимает решения распорядительного характера и имеет право почина по всем вопросам. 

V.

Порядок обсуждения вопросов.

18. Докладчики на Соборе от Отделов являются председатели Отделов или члены Отдела, по избранию последнего.

19. При обсуждении вопроса в общем собрании Собора, каждому члену Собора, кроме докладчика, предоставляется для речи не более 20 минут, каковое время Собором может быть уменьшено или увеличено. 

20. По одному и тому же вопросу каждый имеет право говорить не более 2 раз.           

21. По предложению председателя или по собственному почину, Собор может ограничить число говорящих или сократить продолжительность речей.

37… и сдает его по описи правителю дел Синодальной Канцелярии для хранения в архиве Синода.

38. При секретариате состоит канцелярия, которая организуется с утверждения Совета Собора по представлению старшего секретаря Собора, который и ликвидирует канцелярию по окончании Собора.

Список членов Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 года.

1) Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, Председатель Архиерейского Синода.

2) Архиепископ Серафим, Управляющий русскими православными церквами в Западной Европе.

3) Архиепископ Гермоген, Член Архиерейского Синода.

4) Архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мелетий.

5) Архиепископ Феофан, Член — Секретарь Архиерейского Синода.

6) Архиепископ Восточно-Американский и Джерсиситский Виталий.    

7) Архиепископ Богучарский Серафим, Управляющий русскими православными общинами в Болгарии.

8) Архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор.

9) Архиепископ Тихон, Председатель Ученого Комитета при Архиерейском Синоде.

10) Епископ Потсдамский Серафим.

11)  Епископ Урмийский Иоанн.

12)  Епископ Вест – Вирджинский и Питтсбургский Вениамин.

13)  Епископ Шанхайский Иоанн.

Представители клира*.  (* В приводимом перечне членов Собора представителей клира и мирян указано является ли данный член Собора выборным представителем от епархии или организации и какой именно, или он участвует в Соборе на основании назначения его Архиерейским Синодом. В последнем случае в скобках указана страна или епархия, к которой он принадлежит).

14) Протопресвитер Сергий Орлов, Женева.

15) Протопресвитер Александр Шабашев, Брюссель.

16) Протопресвитер Петр Беловидов, Югославия, Член Предсоборной Комиссии.      

17) Архимандрит Василий, представитель института Святого Владимира в Харбине.

18) Архимандрит Серафим, представитель Типографского Братства преп. Иова Почаевского.   

19) Архимандрит Феодосий, Югославия.

20) Архимандрит Нафанаил, представ. Дома Милосердия в Харбине.

21) Игумен Филипп, по назначению. (Вена).

22) Протоиерей Алексий Крыжко, Югославия.

23) Протоиерей Димитрий Кутенко, Югославия.

24) Протоиерей Виталий Лепоринский, Югославия.

25) Протоиерей Андрей Ливен, по назначению, (Болгария).

26) Протоиерей Борис Молчанов, Бейрут.

27) Протоиерей Симеон Новосильцев, Харбин.

28) Протоиерей Михаил Польский, Лондон.

29) Протоиерей Аристарх Пономарев, член Московского Собора 1917 – 1918 г. г.

30) Протоиерей Николай Пономарев, Харбин.

31) Протоиерей Иоанн Сокаль, Югославия, член Предсоборной Комиссии.      

32) Протоиерей Василий Тимофеев, Париж.

33) Протоиерей Димитрий Трухманов, Германия.

34) Протоиерей Николай Ухтомский, Болгария.

35) Иеромонахи:   Алексий, представ. Русских монастырей на Афоне.

36) Кирилл, Болгария.

37) Иерей Мануил Есенский, Германия.

38) Иерей Виктор Ильенко, Франция.            

39) Иерей Виталий Тарасьев, Югославия, член Предсоборной Комиссии.

Представители мирян.

40) Его Высочество Князь Сергей Георгиевич Романовский, герцог Лейхтенбергский, по назначению.

41) Аносов Иван Александрович, член Предсоборной Комиссии.

42) Гр. Апраксин Петр Николаевич, член Московского Собора 1917 – 1918 г. г.

43) Апухтин Константин Валерианович, представитель Корпуса Имп. А и Ф.

44) Барбович Иван Гаврилович, представитель РОВС.

45) Бискупский Василий Викторович, по назначению (Германия).

46) Богаевский Леонид Васильевич, по назначению (Белград).

47) Гершельман Александр Сергеевич, по назначению (Вена).

48) Гершельман Борис Романович, член Предсоборной Комиссии.

49) Глобачев Николай Иванович, представитель Владимирского Братства в Берлине.

50) Кн. Голицын Владимир Владимирович, член Предсоборной Комиссии.     

51) Кн. Горчаков Михаил Александрович, Швейцария.

52) Гр. Граббе Юрий Павлович, член Предсоборной Комиссии.

53) Дегтерев Александр Иванович, Югославия.

54) Дрейлинг Роман Константинович, по назначению (Белград).

55) Ивановский Александр Иосифович, член Московского Собора 1917 – 1918 г. г.

56) Изразцов Константин Константинович, Аргентина.

57) Ковалевский Евграф Евграфович, по назначению (Белград).

58) Колосовский Сергей Михайлович, член Московского Собора 1917 – 1918 г. г.

59) Кондратьев Сергей Владимирович, член Московского Собора 1917 – 1918 г. г.

60) Котляревский Николай Михайлович, по назначению (Брюссель).

61) Краснов Николай Николаевич, представитель Донского Казач. Войска.

62) Кутырин Владимир Владимирович, по назначению (Югославия).

63) Лодыженский Александр Ильич, по назначению (Женева).

64) Лодыженский Юрий Ильич, по назначению (Женева).

65) Лопухин Петр Сергеевич, секретарь Предсоборной Комиссии.

66) Милорадович Михаил Николаевич, член Предсоборной Комиссии.

67) Миткевич Григорий Григориевич, по назначению (Югославия).

68) Мошин Владимир Алексееевич, Югославия.

69) Нагаев Николай Васильевич, представитель Рус. Дух. Миссии в Китае.

70) Неежмаков Семен Трофимович, Югославия.

71) Николаев Константин Николаевич, член Предсоборной Комиссии.

72) Погодин Александр Львович, член Московского Собора 1917 – 1918 г. г.    

73) Прасолов Святослав Владимирович, Бейрут.

74) Рклицкий Николай Павлович, член Предсоборной Комиссии.

75) Розов проф. Владимир Александрович, по назначению (Югославия).

76) Рыбаков Николай Павлович, по назначению (Америка).

77) Сарандинаки Сергей Николаевич, Болгария.

78) Сергеевский Борис Николаевич, член Предсоборной Комиссии.

79) Смирнов проф. Константин Михайлович, член Предсоборной Комиссии.

80) Соколов Андрей Иванович, по назначению (Югославия).

81) Ставровский Николай Владимирович, Болгария.

82) Степанов Николай Филиппович, по назначению (Бельгия).

83) Тальберг Николай Дмитриевич, по назначению (Белград).     

84) Телятников Константин Иванович, член Предсоборной Комиссии.

85) Трегубов сенатор Сергей Николаевич, представитель Объединения Сенаторов.

86) Троицкий проф. Сергей Викторович, представитель Русского Научного Института в Белграде.

87) Фабрициус Николай Федорович, по назначению (Германия).

88) Фрадынский Викентий Флорианович, по назначению (Белград).

89) Хеке Павел Александрович, по назначению (Германия).

90) Кн. Черкасский Михаил Александрович, (Бельгия).

91) Шишков Тихон Андреевич, по назначению (Белград).

92) Щербаков проф. Алексей Иванович, член Предсоборной Комиссии.

93) Юденич Александр Павлович, член Предсоборной Комиссии.

94) Юрьев Сергей Владимирович, Представитель Рус. Дух. Миссии в Китае.

95) Яковлев Борис Александрович, Шанхай.

96) Слупский Александр Ефимович, Представ. Военно – Морского Союза.        

97) Шестаков Александр Михайлович, Франция.

_____________  

Всего: 13 Архипастырей, 26 пастырей и 58 мирян.

Нижепоименованные 9 членов Собора имели по второму голосу, на основании доверенностей: архиепископ Серафим, Управляющий русскими православными церквами в Западной Европе – от Палестинского Общества; протопресвитер А. Шабашев и гр. Ю. П. Граббе – от Австралии; архимандрит Феодосий и Н. Д. Тальберг от Западно-Американской епархии; В. Ф. Фрадынский – от Рус. Духов. Миссии в Китае; кн. М. А. Горчаков – от 2 – го избирательного округа Зап. – Европ. епархии; прот. Б. Молчанов  и С. В. Прасолов – от Каира и прот. А. Крыжко – от Аргентины.

ПРОТОКОЛ №1 торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года.

Заседание открывается в 4 часа дня в большом зале Русского Дома имени Царя – Мученика Николая II в Белграде.

После молитвы „ Днесь благодать Святаго Духа нас собра”, Председатель Собора Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, открывая заседание Собора, произносит следующую речь:

«То, что подготовлялось в течение нескольких лет и чего мы ждали с таким волнением и надеждою, ныне, благоволением Божиим совершилось: Второй Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян созван, и я счастлив, объявить его открытым.

Вознесем же горячее моление Небесному Кормчему Русской Православной Церкви, давшему нам осуществить это великое историческое дело, во исполнение заветов нашего незабвенного блаженнопочившего Митрополита Антония, основателя и собирателя воедино нашей Русской Зарубежной Церкви.

Этот Собор, как и первый в 1921 г., собрался на братской Югославянской земле, под покровительством и державной защитой Благоверного Государя Короля Петра, сына великого и верного друга Русского народа и национальной России – Короля – Мученика Александра 1 – го. Принесем нашу глубокую благодарность Его Величеству Королю, также как и Его Королевскому Высочеству, Князю Наместнику Павлу, так мудро ведущему государственный корабль по пути, завещанному Королем Александром на благо Югославянского народа и всего славянства.

(Собор встает и поет гимн югославянский, и затем русский).

Вознесем наши молитвы о здравии и благоденствии Главы, столь дорогой и близкой нам братской Сербской Церкви, достойного преемника незабвенного Патриарха Варнавы, Святейшего Патриарха Гавриила, благословившего созыв нашего Собора в пределах Сербской Церкви и с отеческой любовью открывшего нам двери своего дворца и других зданий в Сремских Карловцах для работ и размещения Членов Собора.

Я глубоко сожалею, что нездоровье помешало Его Святейшеству почтить своим присутствием это историческое заседание, но я радуюсь, что имею возможность приветствовать здесь представителя Его Святейшества в лице Преосвященного Серафима, епископа Призренского. Я уверен, что выражу общее желание, когда буду просить его Преосвященство передать Его Святейшеству наши чувства глубокой признательности и пожелания здравия и благодатной помощи Божией, по исполнению возложенной на него высокой обязанности Кормчего Сербской Церкви.

(Собор встает и поет многая лета).

Выразим также наше чувство признательности Королевскому Правительству в лице его председателя д – ра  Милана Стоядиновича, за благожелательное и внимательное отношение к делу созыва Собора, предоставлением для его членов виз и права льготного проезда.

С чувством душевной радости приветствую Вас, членов  Собора, собравшихся со всех концов земли  и поистине подъявших подвиг горячей любви и преданности Церкви, чтобы принять участие в сем Соборе – этом ярком проявлении нашего духовного единства. Нам особенно отрадно видеть в своей среде прибывших из наиболее отдаленных пределов – Преосвященного Архиепископа Мелетия со своими спутниками, 40 дней проведших в пути, и Преосвященного Урмийского Иоанна, несколько дней проехавшего по бесплодной пустыни, горя желанием приобщиться к нашей соборной работе.

Мы все утешены тем, что среди нас находится член столь дорогого нам Российского Императорского Дома, Его Высочество Князь Сергей Георгиевич Романовский, благоволивший лично принять участие в занятиях Собора, в качестве его члена.

Со времени Патриарха Филарета Никитича династия Романовых спаяна с Русской Православной Церковью неразрывными узами. И ныне в год нашего тяжкого испытания, представители Императорского Дома все также соединены с Русским народом общим страданием и общими чаяниями и верою. Об этом свидетельствует и полученное сегодня приветственное письмо Главы Императорского Дома, которое будет сейчас оглашено.

Первый Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей был созван в 1921 году. Тогда Зарубежная Церковь была в зачаточном состоянии. С тех пор она сделала большую организационную работу, окрепла, распространилась по всему свету, где только есть Русские люди, и включила новые области их рассеяния в Русское Зарубежное Церковное единство.

Авторитет Церкви вообще возрос за последние годы, и она начала и исполняет свою великую историческую миссию: она напомнила русским людям их великий идеал Святой Руси, которым строилась Великая Россия, который одухотворял русскую государственность и русскую культуру. Очень знаменательно, что мы переживаем юбилейный год Крещения Руси, и вся Зарубежная Русь достойно прославила Просветителя Руси Равноапостольного Князя Владимира, основоположника Святой Руси, под небесным покровительством которого собрался наш Собор.

Из года в год Русская Зарубежная Церковь проповедовала его великие заветы, и теперь мы с удовольствием видим, что русские люди все яснее понимают, что только Церковь в силах собрать их воедино и вдунуть в них душу живу, чтобы они могли воссоздать разрушенную храмину Святой Руси.

После революции мы превратились в сухие кости, которые были разбросаны по всему свету и которые ждут пророческого голоса, чтобы он соединил их воедино, облек их плотию и вдунул дыхание жизни.

Кто изречет на них животворящее слово, кроме Церкви? И настоящий Собор созывается для того, чтобы всех нас, рассеянных по всему свету собрать воедино и напоить водою живою.

Не напрасно Собор так оживил и поднял дух Русских людей. Они почувствовали его высокое призвание и понесли свои лепты на Соборное дело, для того, чтобы приобщиться к делу духовного возрождения Русского народа.

Церковь есть Богочеловеческий организм, в котором мы все – кто бы мы ни были – являемся членами друг другу. Здесь никто не может сказать руке: ты мне не нужна или главе и ногам: вы мне не надобны. Епископы, клирики и миряне только в своей совокупности составляют исполнение Церкви. Церковь глубоко иерархична по своей природе, но порядок внутренних отношений здесь иной, чем в мирском обществе и больший в ней стремится быть всем слугою. Здесь царствует послушание и взаимная любовь, которая не превозносится, не ищет своего, не домогается права, но приемлет обязанности.

И если мы будем помнить это, то отпадет главное опасение, смущавшее некоторых в созыве настоящего Собора.

Когда было положено начало делу созыва Собора с представителями клира и мирян, оно вызвало убежденные возражения как раз со стороны людей наиболее преданных Церкви. Они говорили, что миряне внесут с собой страстность, что их участие вообще не нужно, ибо дело мирян исполнять веления Собора, а не участвовать в постановлениях последнего.

Но именно потому, что благочестивые русские люди так бережно отнеслись к Собору, и стало ясно, что их безбоязненно можно призвать к участию в Соборной работе. Участие мирян в церковной работе и заседаниях Собора привлекло к нему особое внимание со стороны русских православных людей, ибо они веруют и надеются, что настоящий Собор выразит голос всей Церкви, как единого целостного организма, и через это может вдохновить народ на великий национальный подвиг.

Какие же практические задачи лежат перед Собором?

Первая и главная из них есть восстановление нашей поруганной и покрытой кровью России и потрясенной Русской Церкви. Наши сердца обращены ко всему Русскому народу, под игом безбожной власти томящемуся. Мы должны сказать ему, что мы слышим его стоны и вопли и знаем его муку, видим его слезы и духовно со всею силою приобщаемся к его страданиям.

Но что мы можем сделать для него?

У нас нет вещественного меча, чтобы рассечь его узы. Однако надо со всею силою сказать, что если бы он и был, то Церковь никогда не взяла бы его в свои руки. У Церкви есть свое духовное оружие, о котором говорит апостол —  шлем спасения, броня правды и меч духовный – глаголы Божии.

Вспомните, как три юноши, охранявшие ночью царя Дария, решили каждый написать на записке свой ответ на вопрос, что сильнее всего, и каждый положил потом свою записку под изголовье царя, от которого должна была последовать награда за наиболее мудрый ответ. Когда эти записки были прочитаны пред лицом царя, то оказалось, что один написал «сильнее всего вино, ибо оно делает одинаковым ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, уравнивая их между собою». Другой ответил, что «сильнее всего царь», господствующий над землею и морем и которому беспрекословно повинуется весь народ и войско. Третий – это был Зоровавель – сказал «сильнее всего женщина, которая рождает царя и часто подчиняет его своей воле, но над всем одерживает победу истина. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее и все дела трясутся и трепещут пред нею. Она есть сила и царство, и власть и величие всех веков. Благословен Бог истины!» заключил он свое слово.

Вот эту силу и это оружие истины и держит Церковь в своих руках и им она побеждает мир.

Эта сила исходит благодатно от Святого Духа, в Нем пребывающая и этой силой будет освобожден Русский народ от власти зла и духовного мрака, какими он окружен в настоящее время.

Наша задача возродить русского православного человека и прояснить его мировоззрение, воскресить в его душе идеал Святой Руси и возбудить в ней жажду очищающего и возрождающего нравственного подвига.

Спасение России в обновлении идеи Святой Руси и христианского смысла жизни. Это задача нелегкая. Революция оставила глубокий след на русской жизни, она вырыла бездну между нашим настоящим и прошлым. Смутное время во многом не похоже на наше. Тогда люди были также разъединены, но у них, оставалось одинаковое понимание добра и один национальный идеал. Большевики положили немало труда для того, чтобы вытравить в русской душе все, чем жила Святая Русь и вместо этого вложить в нее иное содержание. Надо снова возродить русские души и воззвать их к новой для них, благодатной жизни. Это великая задача, великий подвиг и к нему то и призвана Церковь.

Церковь должна обладать свободой, ибо она живет по велениям Духа. Когда Церковь теряет свободу действий и перестает быть совестью общества, то, как  неизбежное последствие наступает ослабление ее влияния на людей, на граждан, отчего слабеет и само государство.

Напрасно думают, что стоит только восстановить прежний государственный строй и русская жизнь расцветет сама собою. Это глубокое заблуждение.

Чем выше наш идеал, тем глубже он должен быть укоренен в народной душе. Нам всем дорог монархический порядок, взлелеянный древней Русью. Но монархический строй по существу есть строй теократический. Православный царь есть помазанник Божий потому, что он слуга Божий, защитник Церкви и правды Божией на земле. На этом понимании строилась Россия, и на этом нравственном основании  она будет утверждаться впредь, и пока не восстановлено и не укреплено это мировоззрение и этот идеал, не может быть восстановлена Православная Россия.

Перед Русским народом стоят, прежде всего, духовные и нравственные задачи. Чтобы восприять высокий идеал Православного Царя и Христианского государства, надо полюбить Божию правду, вновь усвоить и проникнуться идеалом Святой Руси. Нужно внутреннее возрождение человека, нужно покаяние, ибо через него возрождается человек и становится способен к единению во имя правды и ему становится ясным, что только любовь созидает.

После Великой войны весь мир был потрясен до самых своих оснований. Произошла великая переоценка ценностей, после которой человечество продолжает искать новых основ жизни и различные народы по-разному ищут путей и находят их. Но лучшие умы с глубоким вниманием прислушиваются к тому, на какой путь станут русские люди. В страшных испытаниях в них возрождается старый неумирающий идеал Святой Руси и Собор должен сказать, что это есть единственный идеал, который никогда не умрет, ибо все проходит, только истина Христова пребывает во веки. Об этом Собор должен громко сказать и всем своим братьям по вере и крови, которые находятся в тяжких испытаниях и чья участь и жизнь для Собора не может быть безразлична.

Пресыщенные суетными обещаниями и надутым пустословием, русские люди ждут от Собора живого творческого слова, которое пламенем обожгло бы их сердца.

Но откуда может придти эта сила и этот огонь?

От Духа Божия, который животворит Церковь. В ней Его сила, возрождающая сердца, в которых он сам глаголет воздыханиями неизреченными.

Будем же вручать себя Духу Утешителю и просить Его, чтобы Он наставил нас на всякую истину. Будем взывать к Матери Божией, чтобы она молитвами своими подвигла нас на путь правды и мира. Будем молить Просветителя  нашего Святого Князя Владимира, да озарит нас Господь по его ходатайству тем же светом, которым был озарен Русский народ 950 лет тому назад, который исходит от Первоисточника всякого Света, просвещающего и освящающего всего человека, Кто есть Путь, Истина и Жизнь».

Закончив свою речь, Высокопреосвященный Председатель предоставляет слово представителям отдельных областей для приветствия Собору. Представитель С. Американского Митрополичьего округа, Епископ Питтсбургский и Вест – Вирджинский Вениамин: «Бог послал мне быть на этом высоком и освященном Собрании. Сложившие обстоятельства церковной жизни в Америке не позволили прибыть сюда ни Владыке нашему Митрополиту Феофилу, ни его заместителю Владыке Леонтию. По поручению нашего Митрополита, я приветствую это Священное Собрание от Американской Руси, от Епископата и Главы нашего Митрополичьего округа Высокопреосвященного Феофила Митрополита всея Америки и Канады. Владыка наш Митрополит Феофил поручил мне пожелать сему Собору успеха в работах и водворения полного единства во всей Русской Зарубежной нашей Церкви. И я лично имею от Владыки нашего Митрополита Феофила директивы всемерно стараться об укреплении единства во всей Русской Зарубежной Церкви и в Америке. Пусть Господь мира и любви поможет всем нам в этом неотложном и святом деле. Благодарю вас, что вы меня благосклонно выслушали».

Высокопреосвященный Архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мелетий: «Православная Харбинская епархия, в полном своем составе, долг имеет почтительнейше и сыновне приветствовать Вас, Богомудрые Архипастыри, как Собор русских иерархов заграницей, испрашивая ваших святых молитв и благословения. Харбинская епархия с 1922 года находится под духовным окормлением и мудрым руководством Собора Русских Православных иерархов, находящихся заграницей по обстоятельствам политической жизни своего отечества. За все время шестнадцатилетнего существования своего, православные христиане Харбинской епархии спокойно и о Господе устроили свое христианское житие, будучи твердо уверены, что кормило церковного корабля находится в руках, которыми правит Сам Небесный Пастыреначальник, через те божественные каноны, которые Он дал через Святых Апостолов, Святые Соборы и через Святых Отцов и Учителей Церкви. Все мы уповаем, что Русская Православная Церковь, в рассеянии сущая, сохранит священный огонь своего Божественного установления и снова возжет его на святых престолах своего Великого Отечества. Харбинская епархия радуется о Господе, что вместе с Собором Иерархов в этом священном собрании принимают участие ревнующие о пользе церковной благочестивые клирики и миряне, умудренные книжным наставлением и опытом своей богоугодной жизни. Православные христиане Дальнего Востока, исстрадавшиеся от невыносимой скорби своего Отечества, ждут утешения от настоящего высокого собрания, в полном уповании, что самая главная основа бытия русского народа – вера православная – будет охраняться, как величайшая святыня и зиждительная сила нашего возрождения. Православные христиане и клир Харбинской епархии молит Господа, да дарует Он всякое благопоспешение деланию настоящего высокого собрания».

Высокопреосвященный Серафим, Архиепископ Западно-Европейской епархии, приветствует Собор, указывая, что он является представителем той части Зарубежной Церкви, жизнь которой протекает в условиях несколько исключительных. Нигде нет такой интенсивной борьбы темных сил, как в Париже. Там, можно сказать, главный штаб всей современной борьбы против Церкви и Православия. Там лаборатория всякого рода лжеучений, там напряженный напор модернизма, софианства, экуменизма, масонства и разрушительной духовной работы единого фронта пробольшевизма. Работа всех этих злых сил сказывается не только каждый день, но каждый час, если не каждую минуту, создавая исключительно тяжелую атмосферу для церковной работы. Западно-Европейская епархия ждет от Собора моральной поддержки и приносит Собору твердую преданность Церкви и св. канонам, которая закалена и испытана в постоянной борьбе против работы темных сил.

Засим Председатель предоставляет слово делегату ведающему интересами Русской Эмиграции в Королевстве Югославии, В. Н. Штрандтману, который произносит следующую речь: » От имени Делегации, прошу Вас, Высокопреосвященнейший Владыка, принять мои поздравления по случаю открытия Зарубежного Собора Русской Православной Церкви и мои горячие пожелания успеха начинаниям Высокого Собрания, дабы деяния его послужили к укреплению единой свободной части Российской Православной Церкви, способствовали торжеству Веры Православной, сплотили верующую паству Христову и приблизили час избавления нашей изнемогающей и измученной Родины. С особой силой и проницательностью наши духовные очи должны в настоящее важное мгновение охватить весь ужас случившегося в России, всю трагедию настоящего и неминуемую гибель русского народа в будущем, если он не будет освобожден от наложенных на него тягчайших цепей дьявольских. Ни устами сказать, ни разумом понять судьбы России – их надо чувствовать и душою обнять. Когда мы будем глубоко в сознании носить видение о кровавом, чудовищном избиении нашего Царя Мученика, нашей Царицы Мученицы, нашего Мученика Наследника Цесаревича, Мучениц Великих Княжен и многих мучеников из нашего Российского Царского Дома – сердце наше опять будет сжиматься от воспоминаний еще не столь далекого прошлого, кровавым туманом завеянного, из которого выступают образы мучеников Святителей Церкви Православной, воинов павших в борьбе за Святую Русь, наших родных и близких, миллионов русского народа, от голода и нечеловеческих истязаний погибающих и гибнущих; когда мы, наконец, будем друг на друга смотреть с дружелюбием и состраданием, ища правды, в сознании общности нашего бедствия и когда посланные нам испытания мы будем переносить без поношения и без злобы, а с улыбкой в сердце, видя в них жертву искупления – тогда наступит час избавления и торжества… Тогда воскреснет Россия… Наша родная Святая Православная Церковь нам Предстательница пред Престолом Всевышнего, а настоящий Церковный Собор, с благословения  Святейшего Гавриила, Патриарха Сербского, под Вашим мудрым председательством, осиянный благодатию Божией, силой веры расчистит тяжелый предстоящий путь к спасению и радости. Память и почитание святого прошлого России – укажут путь к будущему. — С этими чувствами и мыслями я приношу Вам, Высокопреосвященнейший Владыка, Вашим сотрудникам Высокопреосвященнейшим и Преосвященнейшим Архиепископам и Епископам, Высокопреподобному и преподобному священству и досточтимым мирянам мой привет и глубокий поклон».

Вслед затем приветствует Собор В. П. Яковлев от имени Белградского прихода, после чего хор поет гимн св. кн. Владимиру и председатель объявляет заседание закрытым, а следующее заседание назначает на другой день 2/15 августа в Сремских Карловцах.

ПРОТОКОЛ №2 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 2/15 августа 1938 года.

Заседание открывается в 5 час. 15 мин. дня в Сремских Карловцах в зале помещения Фондов пением молитвы Святому Духу.

На собрание явилось 81 членов Собора, имевших 90 голосов.

Председатель Собора, Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, открыв Собрание, обратился к членам его со следующими словами: «С благословения Божия, мы вчера сподобились открыть Собор Русской Церкви заграницей. Неизгладимое чувство радости охватило нас при сознании того, что нам удалось осуществить давнишнее благое намерение собраться на Собор со всех мест русского рассеяния. И это же событие произвело самое отрадное впечатление на тех, кто вчера совместно с нами пережил его. Нам предстоит трудная и ответственная работа. На нас устремлены взоры всех русских людей. Да протечет в мире и любви наша соборная работа. Для этого же приготовим себя духовно общим говением, Святой исповедью и Святым Причастием в день Преображения Господня, дабы Дух Господень указал нам всем истинные пути в нашей дальнейшей плодотворной работе».

Владыка Митрополит предложил послать приветствие Его Величеству Королю Петру II, Князю Наместнику Павлу и Патриарху Гавриилу, а также Председателю Югославянского правительства господину М. Стоядиновичу.

Секретарь Архиерейского Собора Преосвященный Иоанн Епископ Шанхайский прочитывает тексты этих обращений, каковые принимаются возгласами «живио».

По предложению Председателя, Владыки Анастасий оглашается, для руководства, Наказ, утвержденный Архиерейским Собором (см. стр. 9).

Председатель, Владыка Анастасий, предлагает приступить к избранию Совета Собора. Подано 90 записок. При закрытом голосовании подсчетом записок получили: Высокопреосвященный Серафим Архиепископ Финляндский, управляющий Западно-Европейской епархией – Товарищ Председателя (47), Протопресвитер о. Сергий Орлов – Товарищ Председателя (45), граф П. Н. Апраксин — Товарищ Председателя (65), проф. А. И. Щербаков — Товарищ Председателя (36) и протоиерей о. Н. Пономарев – Старшим секретарем (43).  

Собор признал означенных лиц избранными относительным большинством. В том же порядке произведены были выборы трех секретарей; подано 87 записок. Избранными оказались: граф Ю. П. Граббе (73), П. С. Лопухин (49) и Н. Д. Тальберг (36).

Председатель Собора, Владыка Анастасий, сообщает об образовании Совещания Епископов следующих Отделов: под председательством 1) по обще – церковным вопросам – Архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мелетия,  2) по вопросам национального и духовного возрождения России – Архиепископа Финляндского Серафима, 3) миссионерско – просветительного – Архиепископа Восточно-Американского Виталия. 4) судебно – юридического – Архиепископа Богучарского Серафима, 5) по центральному и епархиальному управлению – Архиепископа Курского Феофана, 6) по вопросам приходской жизни – Архиепископа Тихона, 7) финансово – хозяйственного – Архиепископа Екатеринославского Гермогена и 8) поверочного – Епископа Шанхайского Иоанна.

Оглашается повестка Собора с намеченным распределением докладов по вышеозначенным комиссиям. После кратких прений, Собор распределяет доклады по комиссиям.

Член Собора граф П. Н. Апраксин полагает, что вхождение в ту, или иную комиссию должно быть добровольным.

Член Собора К. Н. Николаев говорит о необходимости последовательного распределения вопросов с тем, чтобы члены Собора имели впечатление разработанных материалов. Для этого нужно определить следующий порядок: 1) об общем положении Церкви; 2) о духовном состоянии православного мира.

Член Собора И. А. Аносов возбудил вопрос о желательности передачи некоторых докладов прямо на обсуждение Собора, например доклады К. Н. Николаева.        

Митрополит Анастасий разъясняет, что осуществить ту или иную систему невозможно, как показал опыт Всероссийского Церковного Собора. Зарубежный Собор имеет в своем распоряжении лишь 10 дней, докладов же много. Поэтому материалы должны рассматриваться по мере разработки их комиссиями.

Граф П. Н. Апраксин предлагает, чтобы этот вопрос был решен Советом Собора. Только после первого заседания последнего, приблизительно можно будет сказать, какие и когда доклады будут представлены на рассмотрение Собора.

Собор соглашается с мнением Высокопреосвященнейшего Председателя Собора и графа П. Н. Апраксина.

Член Собора игумен Филипп поднял вопрос о желательности совершения во время Собора Божественной Литургии Апостола Иакова, Брата Господня, каковое предложение принимается.

Следующее собрание Собора намечено в субботу 7/20 августа.

Собрание закрывается в 81/2  час. веч. пением молитвы «Достойно есть». 

ПРОТОКОЛ №3 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года.

 

В 5 час. 30 мин. веч. заседание открывается пение молитвы Святому Духу.       

1. Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий зачитывает ответ Собора на приветствие Августейшего Главы Дома Романовых.

Собрание стоя выслушивает это приветствие.

Председатель, Высокопреосвященнейший Владыка Анастасий объявляет, что поступило много приветствий Собору, некоторые с различного рода пожеланиями, каковые требуют того, или иного разрешения, почему и должны поступить на обсуждение Епископского Совещания. Он предлагает ограничиться наименованием в настоящем собрании организаций пославших свои приветствия.  

Оглашается список приветствий:

1. Телеграмма Епископа Браничевского Вениамина.

2. Архиепископа Западно-Американского Тихона.

3. Епископа Бразильского и Сан-Паульского Феодосия.

4. Епархиального Совета Западно-Американской епархии.

5. Корпуса Императорской Армии и Флота.

6. Начальника Русского Обще – Воинского Союза.

7. Состоящего под Высочайшим Покровительством Е. В. Короля Петра II Общество памяти Императора Николая II.

8. Союза Русского Сокольства.

9. Совета Старейшин Общества Русское Согласие.

10. Правления Союза Русских Офицеров и солдат – запаса.

11. Окружного Совета Высшего Монархического Совета в Королевстве Югославии.

12. Русской Православной Церковной Общины в Новом Саду.

13. Общества распространения Русской Национальной и Патриотической литературы.

14. Комитет по изданию истории Царствования Императора Николая II. Общества распространения Русской Национальной и Патриотической литературы.

15. Представителей Русских православных церквей в Аргентине.

16. Объединенных Общественных организаций в Аргентине.

17. Представителей Русских организаций в гор. Сараеве.

18. Настоятеля Русской церкви в Тунисе.

19. 125 – ти русских людей живущих в г. Загребе.

20.Братства Св. Животворящего Креста.

21. Союза Молодая Россия.

22. Лиги и Главного Совета Зарубежного Союза Русских Педагогов.

23. Редактора – Издателя «Вестника Русского Духовного Воскресения».

24. Группы русских людей из г. Нового Врбаса.

25. Группы русских людей из г. Мостара.

26. Ново – Садского Русского Объедин. Верноподданных.

27. Србобранского Е. И. В. Государыни Императрицы Виктории Феодоровны Союза Верноподданных.           

28. Русской колонии в Призрене.

29. Группы православных мирян, объединившихся в Белграде вокруг Св. Соборной Русской Зарубежной Церкви под председательством М. Н. Милорадовича.

30. Канадского Епархиального миссионера В. А. Коновалова.

31. Реального училища в Модягоу.

II. Преосвященный Епископ Шанхайский Иоанн зачитывает ответ Святейшего Патриарха Сербского Гавриила на приветствие Собора:

Его Высокопреосвященству Митрополиту Анастасию Председателю Русского Собора.

» С теплой молитвой Всемогущему Богу о успешной и плодотворной работе Вашего Собора на благо и славу России и русского народа, Святого Православия и всего славянства, всесердечно и с братской любовью благодарим Вас и всех членов Собора за приветствие и добрые пожелания.

Шлем Наше Патриаршее благословение.

Патриарх Гавриил».

Собор поет: «Испола эти деспота». 

III. Слушали: Доклад Высокопреосвященного Архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора «об учреждении братства Христовой Руси имени Св. Князя Владимира» и устав этого братства.

Высокопреосвященный Архиепископ Нестор обратился к собранию со следующими словами:

«Год,  который мы переживаем ныне – 1938-й год от Рождества Христова,  — знаменательный, Владимирский, юбилейный год для русских людей: — 950 летие со дня Крещения Руси, Бог судил нам встретить и переживать в муках.

Исполнилось 20 лет пыток нашей Родины и Святой Церкви.

На Родине нашей с одной стороны приносится Богу жертва мучеников за веру Христову, Православную, за верность Православию Св. Владимира, а с другой стороны мы видим, как безбожники, сатанисты, по нашим грехам, сметают все святое на Русской Земле, как в гонении пребывает наша Церковь и в разорении наше Отечество.

Русский народ на Руси задушен и ушел в себя, в тайники своего многострадального сердца. Он молчит 20 лет, а мир издевается над ним, и, умывая руки, как бы повторяет в адрес России: «Иных спасала, себя ли не может спасти».

Мы изгнанники – эмиграция находится в лучших условиях, чем наши собратия. Мы свободны, но ничем не можем помочь нашим страдающим братьям, не можем даже поддержать их морально, потому что за попытки нашего общения с ними, их будут преследовать и лишать жизни.

Но мы неиспользываем и тех возможностей, которые представляются нам. Мы можем подготовляться к делу спасения нашей Родины, но должны сознаться, что подготовляемся очень плохо, или совсем к этому не подготовляемся, главным образом потому, что мы разъединены, не сплочены и нуждаемся в духовном обновлении, в нравственном возрождении.

Где же пути к этому обновлению и к сплоченности, к духовному возрождению?         

Много организаций, обществ и партий существует на разных началах и условиях. Но все это не то, что может нас удовлетворить и сплотить. Есть только один верный неложный путь, указанный Самим Господом Иисусом Христом и Его Святыми Апостолами. Этот путь – Церковь Христова, в ограде, которой мы и должны объединиться с любовью и верою Христовой.

Пример ясен нам из слов Христа Его ученикам, когда они пожелали отстранить от себя заботу о народе в пустыне и просили отпустить народ, чтобы они сами о себе позаботились и купили себе пищу. 

Но Христос сказал о народе: «Не надо им ходить. Вы дайте им есть», указывая, чтобы никто другой, а Святые Апостолы дали пищу народу.

И этот голос Божий относится и к нам – приемникам Апостолов, епископам и священникам Христовой Церкви. Голод духовный должно утолить, и утолить его должны только мы. Не можем мы пускать православный народ из церковной ограды в чужие дебри – страну далече. В Церкви и около Церкви должен быть удовлетворен нравственный голод Русских людей по объединению.

Если нам тяжело, если мы немощны, то все же мы – преемники Святых Апостолов, наследники их благодати, неизреченной и неизмеримой благодати Церковной.

И мы должны объединить Русский народ, чтобы он не ушел из ограды Церкви искать другого объединения.

Вот мы составили Собор Церковный, сильный и мощный. И этот Собор должен изыскивать и наметить путь объединения Православных Русских людей около Церкви Христовой. Этим путем объединения должно стать Братство Святой Христовой Руси имени Св. Владимира.

Надо принять этот идеал, вложить его в умы и сердца и с верой осуществить. Тогда Братство действительно станет истинным нашим Центром, к которому мы придем не только сами, но и привлечем всех близких нам, подготовляя себя, и друг друга к служению на спасение нашего святого Отечества для прославления и возвеличения значения нашей Православной Истинной Христовой Церкви на земле, а души наши приготовим к вечности». 

Вслед за сим оглашается устав Братства Святой Христовой Руси имени святого князя Владимира при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей.  

Наше возглавление:

К архипастырям – епископам русского рассеяния устремлены взоры всей эмиграции. Нет у нас более высокого верховного союза, стоящего действительно над всей эмиграцией в то время, когда она так нуждается в духовном руководительстве. У кого этого руководительства искать, кроме как у светильников Церкви Христовой. Какое возглавление эмиграции возможно еще, когда Собор Архиереев уже действительно ее объединяет и возглавляет. И более реальным объединяющим, широким и всеобщим центром и началом для духовных, светских, военных и гражданских людей, центром идейным и практическим, никто в эмиграции не обладает. Осталось только осознать это единство около Собора епископов, и они дадут нам возможность это осознать. Пусть они возьмут нас и руководят нами, ведут нас по доброму пути нашего личного и всеобщего спасения и спасения нашей Родины. Русские люди доверяют себя им, как духовные дети доверяют своим духовным отцам и старцам, зная, что ими руководит Бог, вся устрояющий на пользу.

В этот священный Владимирский год, когда Бог соединил всех Русских людей в Священном Соборе, где водимые Духом Святым, мы верующим сердцем и разумом сознаем и уясняем себе наши задачи перед Богом, перед Церковью, перед нашей совестью, перед Родиной и друг перед другом, мы в этот священный момент должны горячо помолиться Богу и начать дело нашего объединения и труда в Братстве Святой Христовой Руси, в великом Братстве всей Русской эмиграции.

Молитвенно преклоняясь перед именем святого кн. Владимира, Равноапостольного основателя Православной Руси, мы знаем, что он ждет от нас завершения и восстановления его дела, столь ныне разрушенного, и мы обязаны взять, мы не имеем права отказаться принять это святое дело на себя.

Да поможет нам Бог и святой наш Просветитель. Аминь.

Протопресвитер А. Шабашев – считая предложение Владыки Нестора вполне ясным и явно отвечающим общему настроению, предлагаем ограничить выступления членов Собора по одному за и против этого проекта.

Архимандрит Серафим – указывает, что просветительно-миссионерский Отдел внес решение о признании журнала «Православная Русь» органом Зарубежной Церкви. Проект Высокопреосвященного Нестора имеет в виду создание особого печатного органа Братства. Надо решить закрывать ли «Православную Русь» или издать новый Обще – церковный журнал. По его мнению, лучше всего часть «Православной Руси» предоставить Братству. Последнее могло бы распространять церковную литературу.

Н. М. Милорадович – считает, что Братство окажет помощь приходам. Надо сплотить верных, преданных Церкви людей, Братство должно быть создано при всех приходах. Что касается «Православной Руси», то нужно всячески поддержать этот полезный журнал.

К. Н. Николаев – просит обратить внимание на то, что св. Владимирское Братство уже существует при Архиерейском Синоде. Каковы будут взаимоотношения обоих этих Братств? Предпочтительно именовать Братство «Святая Русь».

Архиепископ Нестор – разъясняет, что образованное 4 года тому назад Св. Владимирское Братство не привилось. Его и надо преобразовать. Имеются и другие Братства, посвященные Святым, и они будут существовать параллельно с намечаемым Братством. Он поддерживает название Христова Святая Русь: Церковь и Россия распинаются 20 лет. Название Христова этому вполне и отвечает.

В. А. Розов – говорит, что проект имеет в виду открытие Братства под руководством приходских священников. В Загребе же нет русского прихода, живут же там 840 русских людей. Надо в таких случаях руководство Братством поручать мирянам.

Архиепископ Нестор – разъясняет, что в таких местностях руководителями могут быть Епархиальные миссионеры.

Граф П. Н. Апраксин – предлагает утвердить предложение Владыки Нестора. В дальнейшем неизбежно развитие устава, переменами в него вносимыми. Собор не может останавливаться на подробностях. Нельзя предсказать, как разовьются отделы Братства – в одних местах они разрастутся, в других замрут. Когда явится возможность издания печатного Братства, тогда возникнет вопрос о необходимости согласования его с другими церковными журналами.

Князь В. В. Голицын – подтверждает заявление В. А. Розова о положении русских в Загребе без собственной церкви. Он полагает, что в местах, где нет приходов, руководить Братством будут Епархиальные Архиереи.

А. И. Соколов – поддерживает предложение Владыки Нестора. Что касается Загреба, где он живет, то тамошние русские люди сумеют найти связь со священником. Он предлагает прекратить прения по этому вопросу.

Священник В. Ильенко – говорит, что молитва о России не нова. В «Православной Руси» была напечатана прекрасная, приближающаяся к Иисусовой молитве, составленная Иеромонахом Михаилом. Она лучше молитвы предложенной Архиепископом Нестором. Сомневается он в возможности одновременной молитвы и указывает, что такой способ молитв напоминает католический. В маленьких приходах вряд ли удастся создать Братства. Молитве за Россию он придает большое значение. Это тот нерв, который жив и восприимчив. Начав с этой молитвы, мы научимся молиться за близких и за себя.

Протоиерей Б. Молчанов – уверен, что принципиально никто не может возразить против доложенного проекта, но, что дает он практически? Предусмотренное им имеется уже в приходском уставе, в нашем церковном быту. Иерархический строй тоже существует, и вне Братства. Все силы надо направить на улучшение уже существующего.

Архиепископ Нестор. – Многое существует, но не исполняется. Надо дать новый толчок объединиться, создать центр под покровительством иерархов. Вне Церкви – несогласие и раздоры.

Граф П. Н. Апраксин – говорит, что скептицизм лучшее средство остановить любое хорошее начинание. Но вера не может быть связана со скептицизмом. Или скептицизм, или вера и дерзание. Важна приходская жизнь, но ее нужно усиливать, в особенности в тех местах, где нам, русским, приходится жить среди католиков и протестантов. Братство необходимо. Не дело Собора обсуждать текст молитв. Вероятно, Высшая Церковная Власть внесет изменения в устав. Собор может Братство учредить с тем, чтобы устав был окончательно утвержден Архиерейским Синодом.

Его Высочество Князь Сергей Георгиевич Романовский, Герцог Лейхтенбергский – считает устав Братства превосходным и высказывается за принятие предложения Архиепископ Нестор. Его Высочество высказывается за развитие прекрасных положений изложенных Владыкой. Нужно составить особое положение, бытовой Православный Устав, уделив внимание вопросу о должном воспитании молодежи. Надо помнить, что русскости вне Православия не существует.

Протоиерей Б. Молчанов – считает необходимым вновь указать на трудность практического осуществления Братства. Ему следовало бы поставить узкие, практические задачи.

Священник М. Ессенский – считает, что самая жизнь должна разрешить вопрос о целесообразности учреждения Братства.

Его Высокопреосвященство Митрополит Анастасий – указывает, что во время происходивших прений многое основано было на недоразумении. Не учитывалось, что намечаемое Братство не подходит к типу существующих уже Братств. Новое Братство стремится найти лучших, преданных людей, указать им верное церковное русло. Мы видим в данном случае стремление создать порыв и вдохновение, найти отзвук отовсюду. Намечен путь нравственного очищения и подвига. Намечается организация орденского характера, не захватывающего широкие массы. Прав о. Архимандрит Нафанаил. Ныне особенное время: год Св. Князя Владимира, близятся важные события в России, нам еще яснее Ее страдания. Русло должен найти такой авторитетный орган, как Собор, жизнь же определит дальнейшее.

Постановлено: Собор в принципе признает необходимым открытие Братства Святой Христовой Руси имени св. Князя Владимира, предоставляя Архиерейскому Синоду детально рассмотреть устав и сделать необходимые, зависящие от него распоряжения.

IV. Слушали: доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи».  

Выводы:

1.  По вопросу о богослужебно – просветительной деятельности: Обратить исключительное внимание на религиозно – воспитательное значение богослужения и всегда совершать его уставно, благолепно и возможно чаще.

2. По вопросу о внебогослужебной деятельности:

Рекомендовать духовенству устройство лекций, торжественных собраний, хоров, библиотек, читален и возможно частое посещение домов своих пасомых.

3. По вопросу об общественной деятельности:

Содействовать открытию братств, принимать участие в национально – патриотических организациях и устраивать паломничества для поклонения святыням.

4. По вопросу о воспитании молодежи:

Обратить особое внимание на развитие религиозности в душе молодежи, содействовать этому сначала через влияние на родителей, а затем через непосредственное общение с нею силою своего морального авторитета и церковно – религиозного просвещения.

Прения по сему докладу переносится в следующее заседание.

Собрание закрывается в 8 час. вечера пением молитвы «Достойно есть».  

Скачать Деяния Второго Зарубежного Собора в pdf

Ссылки на публикации:

Епископ Иоанн (Максимович). Духовное состояние русской эмиграции. Доклад Всезарубежному Собору 1938 г.   

И. М. Андреев. Второй Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей

Из Послания Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей «Русской пастве в рассеянии сущей»

Из послания Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей к русскому народу в Отечестве страждущему