Киприан Пыжов, архимандрит: Биография

(Пыжов Кирилл Дмитриевич) (†20 марта/ 2 апреля 2001)

Родился 7 января 1904 г. в Санкт-Петербурге. Детство и юность прошли в г. Бежецке Тверской губернии. После революции отец служил в г. Щигры Курской губернии. Во время Гражданской войны Щигры были заняты Добровольческой армией, и отец с Кириллом Пыжовым отправились в Крым, где Кирилл в возрасте пятнадцати лет был принят в Белую армию. Вместе с Белой армией отступал до Симферополя и эвакуировался в Константинополь, затем Галлиполи, и наконец в Болгарию. Здесь окончил Александровское военное училище. Позднее жил в Париже, учился в школе живописи. Переехав в Ниццу, стал учеником матушки Тамары Александровны Ельчаниновой, преподавшей ему первые уроки иконописи. До этого Кирилл был светским художником, расписавшим в Париже один из ресторанов Монмартра и создавшим декорации для фильма «Дон Кихот», в котором играл Ф.И. Шаляпин. Вдохновившись иконописью, стал проповедником строго православного церковного искусства. Узнав в 1932 г. о братстве Преподобного Иова Почаевского в селе Ладимирове (Владимирове) в Закарпатской Руси (Словакия), решил отправиться туда и там трудиться. Расписал монастырский храм. В 1933 г. (по другим сведениям, в 1936) был пострижен в рясофор и наречен Киприан. В 1938 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1940 г. — во иеромонаха. Вместе с братией переехал в США в Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилль (шт. Нью-Йорк, США) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Был келейником митрополита Анастасия (Грибановского). В 1950 была окончена постройка каменного собора, который о. Киприан расписал со своим учеником Алипием (Гамановичем) (впоследствии архиепископом Чикагским и Детройтским). В 1955 г. был упомянут в сане игумена, в 1964 г. и позднее — в сане архимандрита). Преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвиле (упом. в 1950-е — 1980-е гг.). Отец Киприан стал основателем джорданвилльской иконописной школы и его нередко именовали «иконописцем всея зарубежья». Посвятил свою жизнь развитию и укоренению в странах русского рассеяния древнерусской канонической школы иконописи. Автор множества картин и рисунков, включая рождественские и пасхальные открытки, выполненные акварелью, гуашью и маслом. Был воспитателем многих поколений семинаристов и духовником многих русских эмигрантов, монашествующих и архиереев. Скончался 20 марта / 2 апреля 2001 г. Погребен в усыпальнице за алтарем главного монастырского собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Фотографии см.:

  • Александров Е.А. Русские в Северной Америке: Биографический словарь. — Хэмден; Сан-Франциско; СПб., 2005. — С. 250.

Составлено по источникам:

* * *

Архимандрит Киприан в душах многих и многих людей оставил незабываемый светлый след. На годовщину со дня его кончины журнал «Православная Русь» опубликовал воспоминания монаха Вениамина. Он пишет:

«Холодная снежная зима 1977—1978 года. По дороге в Джорданвилль из-за огромных сугробов создавалось впечатление, что едешь в бесконечном снежном туннеле. После солнечной Южной Калифорнии заваленный снегом монастырь казался чем-то вышедшим из далёкого прошлого. Приехал я в обитель под Великий пост. Всё тут было новое и необычное. Поначалу стало довольно одиноко.

Помогла встреча с архимандритом Киприаном! Меня предупреждали, что он строгий, ворчливый и с ним надо держать ухо востро. Отец Киприан в этот день расписывал братскую трапезную. Подошёл к нему под благословение. Познакомились. И я по неосторожности представился как художник. Сразу же мне была вручена кисть, и отец Киприан стал в процессе работы делать едкие замечания по поводу моих способностей. Вообще, потом он нередко мне ставил на вид, что я «художник». Вёл он себя так, как будто я уже целый день у него путался под ногами. Но за всей этой внешней ершистостью чувствовался взгляд добрых и участливых глаз, который не позволял все его замечания принимать слишком близко к сердцу.

Вскоре отец Киприан зашёл в мою келлию, сел, и мы разговорились просто, почти на равных. Уходя, он сказал: «Переезжай жить в иконописную». И у нас завязалась, дерзаю сказать, дружба. Жизнь в монастыре потекла под его отеческой опекой. Я очень привязался к нему, отчего он иногда отмахивался: «Знаешь, что Соломон сказал? — Если хочешь сохранить друга, реже открывай дверь его дома!» Приходилось смиряться, а вопросов было много, и казалось, что он на все знает ответ.

1946. Отец Киприан (Пыжов) наставляет в иконописи

Один из первых его духовных уроков был урок о благотворительности. Захожу как-то раз к нему в келию, а он открывает письмо-просьбу о помощи какого-то фонда содействия слепым и говорит: «Вот, смотри, посылаю им пять долларов, завтра вернутся в три раза больше». Я думал, шутка. На следующий день и правда, какой-то благотворитель прислал ему 15 долларов. Тут у меня проснулся интерес, и я решил испытать эту теорию на себе. Проверить было не легко, так как сбережений всего было 3 доллара. В тот же день подходит ко мне один семинарист и просит одолжить ему 3 доллара. Жалко стало расставаться с последним капиталом, но вспомнил урок отца Киприана и решил проверить — отдал. Ровно через час захожу к себе в келию — на аналое кто-то положил 30 долларов, до сих пор не знаю, кто.

В тот же день за уборку келии отца Киприана получил ещё 10 долларов, а когда пропылесосил келию отца Михаила Помазанского, то ещё 10, обычно за это я ничего не получал, это было послушание. Тут я решил, что хватит уже, даже страшно стало. Больше я таким образом Божие милосердие не испытывал. Это не значит, что оно всегда должно именно в такой математической последовательности повторяться, но суть урока была в том, что Господь рядом с нами в малейших наших нуждах и мне, как свежевыпеченному послушнику, с этим было важно познакомиться.

Работоспособность у отца Киприана была удивительная. Он мог на лесах под куполом в невыносимую летнюю жару весь день расписывать храм, а его молодые помощники не выдерживали и одного часа. Он это делал даже когда ему было за 80 лет. Как-то отец Киприан сказал, что когда он залезает на леса, все его болячки проходят, и тут же сделал вывод: «Значит, это моё предназначение от Господа — расписывать храмы». И этот вывод он сделал после того, как расписал уже более десяти храмов зарубежья. В восьмидесятилетнем возрасте отец Киприан ещё ходил на общин послушания, такие как сбор картошки и работа на кухне по воскресеньям и праздникам. На кухне он нередко нёс послушание, и обычно его меню входила «гурьевская» каша и кислые щи.

У него был особый подход к критике своей работы. Он принимал критику, если она была по существу. Но когда критика вытекала из желания проявить себя, то тут он не знал пощады. Как-то раз я указал отцу Киприану на какую-то ошибку, и он её тут же исправил, тогда, вдохновившись, я решил найти ещё какие-то поправки, и тут в ответ услышал эпиграмму А.С. Пушкина «Художник и сапожник» — «Берись-ка, брат, судить не выше сапога!»

Чужие работы он критиковал довольно прямо, без обиняков. Если начинающие иконописцы не принимали его критики, то о таких он говорил: «У них роста не будет, если человек не принимает критику, это мёртвый талант».

Когда в мирских домах ему показывали какие-либо картины, украшающие стены, и спрашивали его мнения, отец Киприан, если работа была бездарная, говорил: «Красивая рама». Кривить душой он не умел.

Он всегда был самим собой и правду говорил, не взирая на лица. Не важно был ли то первоиерарх митрополит Филарет или Виталий, или всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, им всегда приходилось выслушивать не подверженное цензуре слово отца Киприана. Когда его кто-то называл старцем, то он отвечал: «Я не старец, а старик». Не любил он и уменьшительно-ласкательных выражений. Как-то одна дама подошла к нему под благословение: «Отец Киприан, можно вашу ручку». «Ручка — это у двери», — дан ей был ответ наждачным голосом. В другой раз: «Отец Киприан, хотите покушать?», а в ответ: «Кушают дети, а взрослые люди едят».

Вообще отец Киприан был большой ревнитель чистоты русского языка. В трапезной он сидел прямо около чтеца. Сколько поколений семинаристов и монахов были прерываемы во время чтения житий святых его поправками правильного произношения русских слов, сколько из них за пятилетний курс семинарии имели возможность, благодаря ему, шлифовать свой русский язык.

Отец Киприан всегда очень почитал святителя Иоанна (Максимовича), был близок к нему. Владыка Иоанн хотел, чтобы отец Киприан принял епископство, но тот всегда отказывался. Один раз ему даже назначили день хиротонии в Синоде, но отец Киприан не явился. Как-то зашла у нас речь о владыке Иоанне и гонениях на него. «Да, владыка Иоанн многим был непонятен, — сказал отец Киприан, — ну, представь себе, захожу я в Синод, сидит он на стуле и спит, ряса открылась, и видны его голые перебинтованные ноги. Какой для его недругов это был князь Церкви?!» Надо сказать, что случалось это у святителя от постоянного подвига бодрствования. Вспоминается ещё один случай про владыку Иоанна, который рассказал отец Киприан. Зашли они с владыкой к одному батюшке в Нью-Йорке. Священник этот очень увлекался изготовлением различных настоек. Стал он им показывать всевозможные настойки и с чувством объяснять, от какой болезни какая помогает. Владыка Иоанн слушал, да и говорит: «Да, вижу, батюшка, у вас от всех болезней есть наливки, кроме одной». «Какой же?» — заинтересовался священник. «Алкоголизма!»

Святитель Иоанн и после смерти был близок к отцу Киприану. У отца Киприана была светская привычка сидеть нога на ногу. Зашёл к нему как-то утром, а он говорит: «Приснился сегодня владыка Иоанн, будто мы с ним сидим на скамейке и беседуем, а он возьми и закинь нога на ногу, я сразу почувствовал, насколько это не соответствует его сану, а он дразнящими глазами посмотрел на меня, и тут я понял, что он этим меня обличает».

Был отец Киприан страстным грибником, полюбил он это занятие ещё в детстве в родном Бежецке. Как только начинался грибной сезон, он брал корзинку и отправлялся в лес. Грибы он собирал почти всех сортов, так как тут, кроме рыжиков и опёнков, знакомых грибов нет, то он давал им свои названия: «водопад, например, странному грибу, который был похож на замёрзший водопад, а иногда он на себе проверял их съедобность. Захожу, а он лежит на кровати и смотрит в потолок: «Что с вами, отец Киприан, вы себя плохо чувствуете?» — «Вот съел новый гриб, теперь жду результата». А один раз он предложил мне на ложке попробовать какой-то уже сваренный гриб, уверял, что это деликатес. Смотрю — варёный мухомор. «Нет, — говорю, — отец Киприан, никогда в жизни, это же мухомор!» — «Да никакой это не мухомор, это деликатес, ешь!» — «Да нет, батюшка, вы уж увольте». — «Ешь на послушание». Пришлось съесть, оказался очень вкусный гриб и вовсе не мухомор, хотя и розовый, и с белыми крапинками.

Отец Киприан сохранял чувство юмора даже в самых трагических ситуациях. Как-то раз он серьёзно заболел, да так, что мы с отцом Андреем, иконописцем, думали уже вызывать «скорую помощь», но как последнее средство решили взять у отца Михаила Помазанского самолечебник и проверить симптомы. Заходим к нему в келию с грустным видом и с лечебником в руках. Отец Киприан со своего ложа посмотрел на нас и говорит: «Вы что же, Псалтирь пришли читать?!» «Нет, — говорим — это лечебник, хотим определить, что у вас». Стали вслух советоваться, что в этом лечебнике читать. И тут опять голос с ложа: «А вы читайте подряд с самого начала, как Псалтирь».

Дверь его келии всегда была открыта для всех ищущих общения с ним, будь то архиерей или семинарист первого курса. И его тёплое отношение без всякой елейности находило добрый отклик в душах многих приходивших к нему.

Говорят, что незаменимых людей нет. На моём опыте эта теория не оправдывается, и отец Киприан — лучшее доказательство тому».

«Православная Русь»

* * *

СОБОР СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ ОТ БЕЗБОЖНИКОВ УБИЕННЫХ,
икона работы архимандрита Киприана (Пыжова) из Джорданвилля.

Поимённая расшифровка ликов и надписаний Св. Новомучеников на иконе, написанной архимандритом Киприаном (Пыжовым; †2001) к их прославлению в Зарубежной Церкви. Помимо указания имён страдальцев, отмеченных на иконе, приведены даты их преставления. Там, где это было возможным, даты уточнены по архивным материалам. К сожалению. уточнить материалы было возможно далеко не всегда, и зачастую единственным источником сведений о том или ином страдальце остаётся двухтомник о. Михаила Польского (†1960) «Новые мученики Российские». В угловых скобках приведены расшифровки фамилий, указанных на иконе в сокращении, в квадратных скобках — уточнения ошибочных или неполных сведений, указанных на иконе. Все даты даны по старому стилю.

Предстоят Спасителю:
Слева:
Пресвятая Богородица
Свят. Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских
Свят. Андрей, архиепископ Критский
Св. благов. вел. кн. Андрей Боголюбский
Св. муч. царица Александра
Преп. Иоанн Рыльский
Преп. Серафим Саровский
Св. страстотерпец царевич Димитрий
Справа:
Св. Иоанн Предтеча
Св. равноап. вел. кн. Ольга
Св. равноап. вел. кн. Владимир
Свят. Алексий, митрополит Московский и всея Руси
Св. страстотерпец князь Борис
Св. страстотерпец князь Глеб
Преп. Сергий Радонежский

Надпись на Кресте:
Бог же Царь наш содела спасение посреде земли.
Надписи вокруг Ангела:
И свет во тме светит и тма его не объят.
Проидохом сквозе огнь и воду и извел еси ны в покой.
Надпись внизу иконы:
Лик младенцев и сирот и странников и воинов

Лик архипастырей:
В центре, у Креста:
Патриарх Тихон † 25 марта 1925
Митрополит Владимир Киевский † 25 января 1918
Слева:
1-й ряд:

Митрополит Вениамин Петроградский † 31 июля 1922
Митрополит Иосиф Петроградский † 7 ноября 1937
Архиепископ Андроник Пермский † 7 июня 1918
Архиепископ Димитрий Гдовский † 4 мая 1935
Епископ Максим Серпуховский † 22 мая 1931
Архиепископ Иларион Верейский † 15 декабря 1929
Внизу:
Епископ Гермоген Тобольский † 16 июня 1918
2-й ряд:
Архиепископ Никодим Чигиринский [Костромской] † 8 августа 1938
Архиепископ Онуфрий Елисаветградский [Курский] † 19 мая 1938
Епископ Симон Уфимский [Охтенский] † 5 августа 1921
Епископ Серафим Дмитровский † 13 августа 1937
Епископ Мефодий Петропавловский † 4 февраля 1921
Епископ Василий Прилуцкий † 25 января 1930
Архиепископ Прокопий Херсонский (без лика) † 10 ноября 1937
Епископ Исидор Михайловский † 7 сентября 1918
Епископ Виктор Воткинский [Глазовский] (без лика) † 19 апреля 1934
Епископ Дамаскин Глуховский † 2 сентября 1937
Епископ Алексий Уразовский (без лика) † 21 октября 1937
Архиепископ Тихон Воронежский † 27 декабря 1919
Справа:
1-й ряд:

Митрополит Петр Крутицкий † 27 сентября 1937
Митрополит Кирилл Казанский † 7 ноября 1937
Митрополит Агафангел Ярославский † 3 октября 1928
Епископ Платон Ревельский † 1 января 1919
Архиепископ Пахомий Черниговский † 29 октября 1937
Архиепископ Андрей Уфимский † 22 августа 1937
Внизу:
Архиепископ Иоаким Нижегородский †1921
2-й ряд:
Архиепископ Иоанн Рижский † 29 сентября 1934
Архиепископ Петр Воронежский † 25 января 1929
Архиепископ Митрофан Астраханский † 23 июня 1919
Схиепископ Макарий Псково-Печерский † 19 марта 1944
Епископ Амвросий Сарапульский † 27 июля 1918
Архиепископ Василий Черниговский † 14 августа 1918
Епископ Феофан Соликамский † 11 декабря 1918
Епископ Герман Вязниковский † 2 сентября 1937
Епископ Иерофей Никольский † 6 мая 1928
Епископ Никодим Белгородский † 28 декабря 1918
На полях:
Слева:

Митрополит Арсений Новгородский [Ташкентский] † 28 января 1936
Митрополит Анатолий Одесский † 10 января 1938
Митрополит Евгений Нижегородский † 7 сентября 1937
Митрополит Константин Киевский † 28 октября 1937
Митрополит Михаил Киевский † 7 марта 1929
Митрополит Николай Ростовский † 18 января 1945
Архиепископ Антоний Архангельский † 3 июля 1931
Архиепископ Варфоломей [Сергиевский] † 13 июня 1935
Архиепископ Василий Каневский † 13 февраля 1933
Архиепископ Сильвестр Омский † 13 февраля 1920
Архиепископ Фаддей Житомирский [Тверской] † 18 декабря 1937
Архиепископ Феодор Волоколамский † 10 октября 1937
Архиепископ Даниил Брянский † 4 марта 1934
Архиепископ Варлаам Пермский [Любимский] † 7 февраля 1942
Справа:
[Архи]епископ Аверкий Владимиро-Волынский † 14 ноября 1937
Епископ Амфилохий Енисейский † 18 сентября 1937
Епископ Василий Кинешемский † 31 июля 1945
[Архи]епископ Гурий Алатырский [Суздальский] † 27 сентября 1937
Епископ Григорий Шлиссельбургский † 4 сентября 1937
[Архи]епископ Дионисий Челябинский [Ростовский] † 12 октября 1937
Епископ Ефрем Селенгинский † 23 августа 1918
Епископ Иларион Смоленский [Котельнический] † 18 августа 1937
Епископ Леонтий Енотаевский † 23 июня 1919
Епископ Парфений Ананьевский † 9 ноября 1937
Епископ Стефан Ижевский † 13 марта 1933
Епископ Николай Царицынский [Аткарский] † 7 января 1939
[Архи]епископ Евсевий Ейский [Шадринский] † 23 октября 1937
Епископ Сергий [Бузулукский] † 3 мая 1930

Лик иночествующих:
Иеромонах Серафим (Загоровский) † 30 сентября 1943
Игумен Антонин [Симоновский] † 1925
Игумен Амвросий [Любянский] † 1918
Иеросхимонах Серафим (Военский) † 1923
Архимандрит Димитрий [Воронежский] † 1918
Иеродиакон Феодот [Святогорский]† 1918
Архимандрит Вениамин [Московский] † 1918
Иеромонах Иринарх [Святогорский] † 1918
Иеромонах Модест [Святогорский] † 1918
Схимонахиня Иоанна [Рижская] † 1934
Схимонах Пантелеимон
Игумения Маргарита [Мензелинская] † 9 августа 1918
Игумения Антонина Кизлярская † после 1929
Послушница Ольга † 1936
Монахиня Мария Гатчинская † 4 апреля 1932
Игумен [Архимандрит] Варсонофий (Юрченко) † 4 октября 1954
Иеромонах Нил [Полтавский] (без лика) † 4 июля 1918
Монах Израиль [Святогорский] (без лика) † 1918
Иеросхимонах Герасим
Схимонах Моисей [Киево-Печерский] † 1 ноября 1937
Послушник Антоний [Брянский] † 1918
Архидиакон Онуфрий [Киевский] † 1931
Игумения Мартиниана † 1935
На полях:
Архимандрит Матфей [Пермский] † 14 августа 1918
Архимандрит Николай [Пензенский] † 1918
Архимандрит Родион [Спасова Скита] † 1918
Игумен Руфин [Саровский] † 1927
Игумен [Архимандрит] Евгений [Александро-Свирский] † 7 октября 1918
Иеромонах Питирим [Александро-Невской пустыни] † 10 июня 1919
Иеромонах Феогност [Александро-Невской пустыни] † 10 июня 1919
Иеромонах Филарет [Александро-Невской пустыни] † 10 июня 1919
Иеромонах Николай (Ширинский-Шахматов) † 1937
Иеромонах Нектарий [Воронежский] † 1918
Иеромонах Никон [Оптинский] † 25 июня 1931
Иеромонах Макарий [Московский] † 13 мая 1922
Иеромонах Амвросий [Харьковский] † 1918
Иеромонах Иоасаф [Краснодарский]
Монах Василий [Саровский] † 1927
Иугмения Валерия [Ржищевская] † 1936
Схимонахиня Пелагия [Верхне-Харьковская] † 26 марта 1928
Монахиня Раиса [Сычевская]
Монахиня Наталия [Сычевская]

Лик иереев и мирян и воинов:
Протоиерей Иоанн Восторгов † 23 августа 1918
Протоиерей Философ Орнатский † 17 (?) октября 1918
Протоиерей Иоанн Кочуров † 31 октября 1917
Протоиерей Иоанн (Сергиев) Кронштадтский † 20 декабря 1908
Иерей Димитрий Желтоногов † 1919
Иерей Павел Войнарский † 29 марта 1919
Протоиерей Алексий Ставровский † 1 (?) октября 1918
Протоиерей Исмаил Рождественский † 1 октября 1937
Протоиерей Илия Четверухин † 5 декабря 1932
Иерей Владимир Троепольский † 29 декабря 1905
Иерей Андрей Волянский † 15 августа 1919
Протоиерей Иоанн Витавский † 1930
Иерей Вячеслав Лашков † 4 февраля 1924
Лидия [Уфимская] † 20 июля 1928
Протоиерей Гавриил Коваленко † 20 мая 1938
Иерей Иаков Владимиров † 1918
Протоиерей Михаил Блейве † 1 января 1919
Иерей Павел Володин † 1954
Протоиерей Андрей Зимин † 4 января 1920
Протоиерей Михаил Едлинский † 4 ноября 1937
Мария <Быстрова> † 1919
Валентина [Уфимская] † 1923
Мария <Кияновская> † 25 декабря 1918
Протоиерей Петр Скипетров † 19 января 1918
Лев Кунцевич † 23 сентября 1918
Диакон Тихон Обрядин † 2 ноября 1918
На полях:
Лик иереев:

Протоиерей Николай П<искановский> † 28 марта 1935
Протоиерей Михаил Г<лаголев> † 1929
Протоиерей Сергий П<осельский> † 1938
Протоиерей Михаил Т<ихомиров> † 30 января 1931
Протоиерей Николай К<онюхов> † 1918
Протоиерей Павел Док<орский> † 1919
Протоиерей Николай М<илюткин> † 1918
Иерей Петр Остр<оумов> † 1919
Иерей Митрофан <Девицкий> † 1920
Иерей Николай Пр<озоров> † 4 августа 1930
Иерей Феодор Бог<оявленский> † 1918
Иерей Михаил К<рыжановский> † 1918
Иерей Петр Диак<онов> † 1918
Иерей Павел Чер<нышев>
Иерей Александр <Гутаревич> † 11 апреля 1944
Иерей Петр Фас<трицкий> † 1919
Иерей Аркадий Г<аряев> † 1918
Иерей Павел Фл<оров> † 1937
Иерей Анатолий В<оронин> † 1924
Диакон Ювеналий <Ушаков> † 20 июля 1919
Диакон Михаил А<стров> † 1936
Лик мирян и воинов:
Слева:

Чтец Иоанн Е<жиков> † 1937
Чтец Илия Чел<модаев> † 1919
Чтец Иоанн
Чтец Александр <Донецкий> † 1918
Чтец Иоанн Поп<ов> † 1918
Василий [Александр] В<верижский> † 1918
Леонид [Александр] Н<ица> † 25 июня 1918
Иоанн Д. <Перебаскин> † 22 февраля 1918
Николай В<аржанский> † 6 сентября 1918
Яков Кор<обка>
Справа:
Михаил Н<овоселов> † 7 января 1938
Чтец Григорий Б<ережной> † 1919
Воин Кирилл <Атаев> † 20 июля 1928
Воин Алексий <Иконников> † 1928
Анна Л<ыкошина> † 28 сентября 1925
Ангелина <Гутаревич> † 11 апреля 1944
Евгения † 11 апреля 1944
Наталия Ф<редерикс> † 17 марта 1926
Екатерина

Лик Царственных мучеников и Их верных слуг:
В центре:
Царь Николай II, Царица Александра, Царевич Алексий, Царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия † 4 июля 1918
Слева:
Великий князь Михаил Александрович † 31 мая 1918
Инокиня Варвара (Яковлева) † 5 июля 1918
Великая княгиня Елисавета Ф<еодоровна> † 5 июля 1918
Великий князь Сергий Михайлович † 5 июля 1918
Князь [Иерей] Иоанн К<онстантинович> † 5 июля 1918
Князь Константин <Константинович> † 5 июля 1918
Князь Игорь К<онстантинович> † 5 июля 1918
Князь [Болярин] Владимир П<алей> † 5 июля 1918
Справа:
Анна Дем<идова> † 4 июля 1918
Болярин Василий Д<олгоруков> † 27 июня 1918
Болярин Илия Т<атищев> † 27 июня 1918
Болярин Евгений Б<откин> † 4 июля 1918
Болярыня Екатерина Ш<нейдер> † 22 августа 1918
Болярыня Анастасия Г<ендрикова> † 22 августа 1918
Иоанн С<еднев> † 23 июня 1918
Климент Н<агорный> † 23 июня 1918
Внизу:
Иоанн Хар<итонов> † 4 июля 1918
Алексий [Алоиз] <Трупп> † 4 июля 1918