Агафангел Пашковский, митр.: Литургия как воспоминание Евангельских событий

Божественная Литургия многогранна. Главное в ней – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и причащение христиан этими Телом и Кровью. Реальность этого величайшего чуда делает всю Литургию не отстранённым символом, но действительными событиями Рождества, проповеди, страданий, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Божественная Литургия – это приоткрывшееся Небесное Царство на нашей грешной земле с которым нас соединяет Воскресший Христос, и она есть само Евангелие, которое мы проживаем вместе со всей Церковью.

Часы перед Литургией

Все молящиеся, особенно те, кто хочет причаститься на Литургии Святых Христовых Таин, приходят в храм к началу часов. Наряду с тем, что часы, своими псалмами, символизируют Ветхий Завет, сами по себе 3-й и 6-й час совершаются в воспоминание суда и распятия Господа. На часах перед Литургией в Алтаре воспоминаются и новозаветные события: I. Рождество Христово; II. Распятие Господа; III. Совершается хлебное жертвоприношение ради просьб принесших к Алтарю просфоры; IV. Прообразуется Небесное Царство.

I. Рождество Христово. На Проскомидии, совершаемой во время чтения часов, священник читает Ветхозаветное пророчество о Рождестве Христовом и при последних словах: «Яко вземлется от земли живот Его» вынимает из просфоры вырезанную особым способом часть хлеба – Агнец, что и являет собою Рождество Христово, а Жертвенник при этом есть Вифлеемская пещера, в которой родился Христос. По этой причине при Жертвеннике обязательно присутствует икона Рождества Христова. Раньше в некоторых греческих храмах Жертвенник устраивался при некотором углублении в полу или же он делался в виде ниши в стене – ради напоминания о вертепе.

II. Распятие Господа. На Агнце, при чтении соответствующих мест из Евангелия, делается крестовидный порез, что являет страдания и смерть Спасителя, совершается прободение Копием (в воспоминание прободения Христа копьём римским воином), в Чашу вливается вино (кровь) и вода. На Жертвеннике всегда ставится Распятие.

III. Жертвоприношение ради просьб принесших к Алтарю просфоры. Крестовидный порез Агнца также прообразует заклание Жертвы, а частные изымания частиц из принесённых к алтарю просфор являются хлебными жертвоприношениями христиан с просьбами о здравии или упокоении близких им людей (или других частных нужд), что соответствует Ветхозаветным хлебным жертвоприношениям. Также каждение и возжигание свеч и лампад является жертвоприношением Богу (ладана, воска и елея).

IV. Небесное Царство. Образ Небесного Царства выкладывается на Дискосе, где в центре Христос (Агнец) справа от Него Божия Матерь, по левую руку – лик ангелов и святых, внизу души усопших и живых христиан.

Божественная Литургия

За Божественной Литургией воспоминается: I. Небесное Царство; II. Жизнь Спасителя до выхода Его на проповедь; III. Выход Спасителя на проповедь; IV. Страдания и смерть Спасителя. Хлебное жертвоприношение (при архиерейском богослужении); V. Погребение Спасителя; VI. Помазание Тела Спасителя и обвивание Его плащаницей; VII. Запечатывание Гроба; VIII. Тайная вечеря и преложение Господом хлеба и вина в Свои Тело и Кровь – Евхаристический канон; IX. Новозаветное Жертвоприношение; X. Воскресение Христово; XI. Вознесение Господнее.

I. Небесное Царство. Божественная Литургия начинается возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», что указывает на уподобления всей Божественной Литургии Небесному Царству и на то, что Небесное Царство является высшим смыслом Божественной Литургии. На Небесное Царство указывала архитектура (интерьеры) византийских храмов, указывает церковное пение, символика царских (архиерейских) облачений, и то, что во времена Византии чинопоследование Литургии до Входа с Евангелием переняло чинопоследование торжественной царской церемонии (например, восседание на троне посреди храма архиерея в царских одеждах). В русских храмах Небесное Царство «переместилось» в подкупольное пространство, а сам храм стал образом Святой Земли, посещение которого уподоблялось паломничеству к Святым местам.

II. Жизнь Спасителя до выхода на проповедь. До Входа с Евангелием – период от Рождества Христова (на проскомидии) до выхода Спасителя на проповедь. Этот период наполнен торжественными гимнами и славословием.

III. Выход Спасителя на проповедь. Малый вход с Евангелием – напоминание о явлении Христа народу и выходе Его на проповедь по достижении 30-летнего возраста. В Русской Церкви Евангелие износится боковыми дверьми из Алтаря и вносится опять в Алтарь Царскими вратами. В Греческой Церкви сохранилась более древняя практика, когда Евангелие вносится в храм через главные двери храма. Чтение Евангелия является проповедью Спасителя. Период от Малого входа до окончания Литургии оглашенных (слова ектеньи «оглашенные изыдите») – период земной проповеди Спасителя. [1]

IV. Страдания и смерть Спасителя. С началом Литургии верных до начала Херувимской песни Церковь вспоминает страдания и смерть Господа. Раньше Проскомидия совершалась не перед началом Литургии, а перед Херувимской песнью, за которой, как сказано о Проскомидии выше, вспоминаются страдания и смерть Спасителя (сейчас в этом месте Литургии совершает проскомидию архиерей). Это воспоминание включало заклание Агнца, прободение Его Тела на Кресте, пролитие Крови и воды из раны, нанесённой Копием (это всё сейчас делается перед Литургией), ныне архиерей только приносит частное хлебное жертвоприношение и молится за Церковь, за живых и усопших. Совершается каждение Алтаря и Иконостаса, что также связано с древней погребальной традицией наполнять помещение, где находится умерший, ароматом благовоний. [2]

V. Погребение Спасителя. Херувимская песнь и Великий вход являются погребением Спасителя. Вхождение в Алтарь и положение Даров на Престол есть положение во Гроб Тела Спасителя. Поэтому в русских храмах иконостас и Алтарь прообразуют Гроб Господень во Иерусалиме.

Спаситель по Своей смерти явил Собою закланного Агнца – Жертву, принесённую за грехи всего мира. Литургия Преждеосвящённых Даров на Великом входе свидетельствует: «Се жертва тайная совершена дориносится». [3]

VI. Помазание Тела Спасителя и обвивание Его плащаницей. По вхождении в Алтарь священник, поставив Дары на Престол, снимает с них малые покровцы и покрывает большим покровцом, окадив его с произнесением слов: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи». Это место – воспоминание о помазании благоуханиями (воскурение ладана в кадиле) на Камне помазания снятого со Креста Тела Спасителя и обвивание Его плащаницей.

VII. Запечатывание Гроба. Сразу после этого действа закрываются Царские врата и завеса, что означает закрытие дверей Гроба камнем и запечатание его.

VIII. Тайная вечеря и преложение Господом хлеба и вина в Свои Тело и Кровь – Евхаристический канон. Далее все молятся, поют Символ веры, и возгласом священника «Благодарим Господа» начинается самая главная часть Литургии – Литургия верных, за которой вспоминается Тайная вечеря и совершается главное на земле чудо – приготовленные на Проскомидии хлеб (Агнец) и вино становятся Телом и Кровью Самого нашего Спасителя.

Весь Евхаристический Канон (начинающийся возгласом священника: «Благодарим Господа» и оканчивающийся благословением: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами»), есть то, что в Евангелии обозначено одним только словом Благодарив (или, что тоже самое, Благословив). Это слово дало название самой Литургии – Евхаристия, что переводе с греческого языка означает «Благодарение». Об этом в Евангелие пишется так: помолившись Отцу, Господь наш Иисус Христос «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им» (Лк 22.19); «Взял хлеб и, возблагодарив, преломил» (1Кор 21.23-24); «Взяв чашу и благодарив, подал им» (Мф 26.27; Мк 14.23).

Церковь, сознавая грандиозность и значимость этой молитвы Спасителя, прообразовала её в Евхаристический Канон, за которым в единой и, в то же время, многообразной молитве Благодарения, молится вся Церковь – и присутствующие миряне (повторяя в себе слова хоровых песнопений), и священнослужители в Алтаре. По вере и молитве всей Церкви, и по слову Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание», предложенные нами хлеб (Агнец) и вино становятся Телом и Кровью Спасителя, принесёнными в Жертву во Искупления наших грехов, так же, как это произошло на Тайной вечере в Сионской горнице в Иерусалиме.

Согласно Евангелию, по молитве Благодарения хлеб в руках Спасителя стал Его Телом, Которое Он, тут же преломив по числу присутствующих учеников, подал им со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», а Чаша вместо вина, по молитве Благодарения, исполнилась Его Кровью, которую Он подал ученикам со словами: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». Эти действия и слова Спасителя повторяет священник в Алтаре.

IX. Новозаветное Жертвоприношение. Далее совершается Новозаветное Жертвоприношение. Как и в Ветхозаветной жертве, над которой, после её заклания, зачитывались прошения, ради которых она приносилась, так и над Телом и Кровью Христовой – Новозаветной Жертве – священник молится сначала о святых Ветхозаветной Церкви, а по возгласе: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» поминаются святые Новозаветной Церкви и усопшие христиане. После возгласа священника: «В первых помяни, Господи, господина нашего…» поминается перед Телом и Кровью Спасителя священноначалие и живущие христиане.

На этом Евхаристический канон или Молитва Благодарения заканчивается.

После общей молитвы Отче наш… совершается причащение в Алтаре Тела и Крови Спасителя. Священнослужители принимают от епископа (если епископа нет, то самостоятельно) и потребляют сначала Тело Христово, а затем из Чаши пиют Его Кровь – так же, как это совершалось на Тайной вечере в Сионской горнице.

X. Воскресение Христово. Зажигается в храме большой свет, открывается завеса и Царские врата, и священник с Чашей (прообразующей Воскресшего Христа) выходит к народу и причащает верующих. [4]. По возвращении в Алтарь священник довершает Новозаветное Жертвоприношение и опускает в Кровь Христову хлебную жертву от просфор, принесённых на Проскомидию, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною…» Во время этого действия читаются пасхальные песни. После священник накрывает Чашу малым покровцом и на этом оканчивается воспоминание Воскресения Христового на Литургии.

XI. Вознесение Христово. Перенесение Чаши с Телом и Кровью Спасителя с Престола на Жертвенник прообразует Вознесение Господне на 40-й день после Его Воскресения. Взяв с Престола, священник или диакон в Царских вратах показывает народу в движении Святую Чашу, и тут же относит её на Жертвенник, что и является воспоминанием Вознесения Господнего от земли на Небо.

На этом оканчивается Евангельский «повествовательный символизм» Божественной Литургии.

* * *

Кроме сказанного, в Литургии присутствуют многие другие элементы, прямо ведущие своё происхождение из Евангельского повествования. Так, в Литургии, совершаемой архиерейским чином, совершается омовение рук (трижды), как это делал Спаситель на Тайной вечере: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22.27) – сейчас это делает прислужник с полотенцем-лентием на плечах. В кафедральных соборах в Великий четверг архиерей омывает священнослужителям ноги, как поступил в этот день Спаситель, омыв ноги апостолам перед Тайной вечерей. Это Христово длинное полотенце-«лентие» присутствует сейчас на священниках в виде епитрахили и на плече у диакона в качестве ораря. Фелонь является одеждой Спасителя (нешвенный хитон) а горизонтальные полосы на ней – верёвки, которыми Он был связан поверх одежды после ареста.

Священнослужителям в подражание Спасителю не положено стричь волос. Евхаристический хлеб режется специальным ножом – Копием, которое есть образ копья римского воина, пронзившего Тело Спасителя. Чашу, из которой Господь причащал Апостолов на Тайной вечере, являет нынешняя Евхаристическая Чаша – Потир. Плащаница – Антиминс, на котором находится Тело и Кровь Христовы (на Антиминсе, как правило, изображено Положение во гроб). Крест – всегда напоминание Голгофского Креста. В храме всегда присутствует икона Божией Матери, которая всегда была рядом с Ним, и иконы свидетелей Его проповеди, страданий, смерти и Воскресения. На других иконах и по стенам храмов изображаются Евангельские события. По сей день в некоторых храмах существует традиция устилать алтарь коврами, по аналогии с «усланной горницей» (см. Лк 22.12). Богослужения сопровождает пение и чтение Псалмов, которые слышал Господь при Своей земной жизни. Престол в Евхаристическом каноне являет собою Трапезу (ранее именно таким было наиболее употребляемое название Престола) – стол в Сионской горнице, вокруг которого собрались Господь и Его ученики. Так же, в другое время службы, Престол являет гроб Господень, куда было положено Его Тело. Предстоятель за Литургией всегда являет образ Самого Спасителя.

Откровение Иоанна Богослова в Божественной Литургии

Также в Божественной Литургии содержится и Апокалипсис Иоанна Богослова – Горний Престол и Агнец на нём, семь золотых светильников (семисвечник за Престолом), четверо апокалиптических животных (изображаются вместе с евангелистами), белые одежды (подризник) священника, печать (ею печатаются просфоры). Призыв хвалить Господа – аллилуйя, в Новом Завете содержится только в Откровении Иоанна Богослова и именно оттуда перешло в современное православное богослужение.

* * *

За Божественной Литургией верующие люди проживают всё Евангелие и Божественное Откровение вместе со своим Спасителем. Литургия – это наш переход из земного мира в Небесное Царство – потому все наши молитвы, внимание и стремление направлены к Алтарю, где на Престоле явлен Христос – Небесный Царь и Судия.

+ Митрополит Агафангел

[1] Также внесение Евангелия в Алтарь символизирует восхождение Христа и спасённых Им душ праведников в Небесное Царство по Его Воскресении, на это указывает молитва входа: «сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти» и исполнение хором ангельского Трисвятого пения. При этом, конечно, мы не просим ангелов присоединиться к нам, мы сами вместе с ангелами совершаем этот вход.

[2] Некоторые отцы указывают на Великий вход как на образ Входа Господнего во Иерусалим.

[3] Перенесение неосвящённых даров с одного жертвенника – на котором мы принесли свою хлебную жертву Богу, на другой Жертвенник, на котором Сам Бог приносит Жертву за нас.

[4] Причащение верующих также напоминает чудесное насыщение народа хлебами и рыбами (рыба – символ Христа).