(Павел Николаевич Пагануцци) (†6/19 апреля 1991)
Павел Николаевич Пагануцци родился 31 июля 1910 г., Брасово, Орловская губерния, Российская империя в имении Великого Князя Михаила Александровича, брата Николая II в Брасово. Незадолго до этого его дед был назначен главным управляющим всех имений брата царя Николая Второго, Великого князя Михаила Александровича в Орловской и Курской губерниях.
Отец, Николай Александрович, был инженером агрономии. Мать Евгения Ивановна, урожденная Клинген, дочь известного ученого-агронома. Учился Павел в Крымском кадетском корпусе в городе Белая Церковь. Ребенком он покинул Россию вместе с родителями во время Великого исхода армии генерала Врагеля из Крыма. В 1920 году вся семья Пагануцци эмигрировала в Югославию, где Павел в Загребе получил диплом инженера агрономии. После работал там же по специальности. В Канаде, в Монтреале, Павел Николаевич закончил на мастера русского языка, а позже получил докторскую степень в Монтреальском университете. Вскоре получил приглашение читать лекции в Вермонтском университете, где назначен был профессором кафедры русского и сербского языка, одновременно читая лекции по русской истории, литературе и культуре. В Вермонтском университете Профессор Пагануцци проработал 20 лет до выхода в пенсию, профессор и консультант по южнославянским языкам Вермонтского университета в США. Автор целого ряда историко-критических статей и очерков, а также книги “Правда об убийстве Царской Семьи”.
Большую известность принесла ему книга «Правда об убийстве царской семьи» опубликованная в 1981 году в типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле. Это было первое серьезное исследование на эту тему после публикации в 1925 году записок следователя Николая Соколова, расследовавшего это преступление.
Книга П.Н.Пагануцци, естестенно, в те годы не могла быть напечатана в СССР, но получила широкую известность в Русском зарубежье. Она была переведена на английский и японский языки. Для работы над книгой автор пользовался оригинальной копией следственного дела Соколова, которая находилась у Роберта Вилтона, а затем попала в Гарвардский университет. Кроме того, профессор Пагануцци написал доклад к торжествам 1000-летия Крещения Руси в Нью-Йорке. Этот доклад привлек к себе всеобщее внимание. Павел Николаевич был членом Американского Философского общества и сотрудничал с многими высшими учебными заведениями. В конце жизни Павел Николаевич вошел в Зарубежную комиссию по расследованию подлинности останков царской семьи, найденных на Коптяковской дороге под Екатеринбургом. Как и многие деятели Зарубежья, П.Н. отнесся к находке с недоверием. Сейчас анализ ДНК поставил все точки на i в споре о подлинности останков, как и в споре о лже Анастасии Анне Андерсон. Судьбой этой авантюристки П.Н.Пагануцци тоже занимался.
Когда Павел Николаевич вышел на пенсию он со своей супругой Надеждой Михайловной переехал жить во Флориду. Неутомимый он все свое время уделял литературной работе. Его статьи в журналах, в газете и в других изданиях всегда вызывали большой интерес читателей не только в Америке, но и в России.
Когда Павел Николаевич заболел, то был окружен заботой супруги Надежды Михайловны, сына Петра Павловича и невесткой Валентины Петровны. У Павла Николаевича было большое желание причаститься на первый день Пасхи в церкви. Не смотря на его тяжелое болезненное состояние супруга и сын повезли его в церковь на Божественную литургию после Заутрени. В конце службы сын помог Павлу Николаевичу причаститься Св. Таинств. Все последние недели жизни Павла Николаевича не покидали его супруга и сын, и он отошел в иной мир тихо и спокойно у себя на квартире 19 апреля 1991 г.
Похороны состоялись в Канаде, 24 апреля. Отпевание было совершено Митрополитом Виталием в Соборе Св. Николая, в Монтреале, а погребение было на русском кладбище в Роудоне.