Вот мы стоим, дорогие братья и сестры, у предверья Великого Поста. Этот пост называется духовной весной. Как природа сейчас пробуждается от зимней спячки, всё оживает, согревается, расцветает — так и наша душа должна пробудиться от спячки греховной, ожить, согреться лучами покаяния, расцвести добродетельми, приготовиться к встрече светлого и радостного Христова Воскресения. Но в природе, прежде чем произойдет весеннее обновление, сперва должен растаять снег, должен тронуться лед на реках и озерах. То же самое мы должны сделать и с душой — растопить сковывающий ее лед вражды, обиды, злобы, раздражения. Именно для этого на пороге Великого Поста Церковь и предлагает нам умилительный чин прощения.
В это так называемое Прощенное Воскресенье служится первая краткая великопостная служба (вечерня), в конце которой мы должны искренно попросить у всех прощенье, должны со всеми примириться.
Почему так важно и необходимо вступить в Великий Пост примиренными? Святой Апостол Иоанн Богослов объясняет нам в одном из своих посланий, что если кто-либо из нас говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит — такой человек является лжецом. Почему?
Потому-что тот, кто не любит своего ближнего, которого он видит, как же может любить Бога, Которого не видит? И поэтому всякий, кто действительно любит Бога, будет любить и людей, Божие творение.
Но как же нам все-таки любить этих людей, которые нас обижают, раздражают, которые бывают такими грубыми, неприятными, противными? Этот вопрос мы можем практически разрешить двумя этапами. Первый этап — нужно внимательно и совершенно объективно посмотреть на самих себя, проверить свое собственное душевное состояние.
Сам Господь говорит нам: «что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем собственном глазу не видишь? Сперва вынь бревно из своего глаза, а тогда будешь знать как вынимать сучок из глаза брата своего». Это значит, что вражды и ссоры в первую очередь возникают от наших собственных грехов, главным образом от гордыни, самолюбия и зависти. Может быть наш ближний не посчитался с нами, не похвалил нас, не признал наши таланты? И вот мы уже с ним враждуем, потому-что ущемлена наша гордыня, оскорблено наше самолюбие, возбуждена наша зависть. Но тут мы должны честно признать, что вина-то в нас самих. И если мы очистим себя от превозношения, наполним сердце смирением, то и враждебный нам человек вдруг покажется нам более приятным, добрым, дружеским.
Но допустим мы честно себя проверили и очистили, а ближний наш все-же остается для нас неприятным и враждебным? Тогда мы переходим ко второму этапу, который состоит из умения отличать самого человека от его грехов. В таком случае мы должны стараться любить человека, а нелюбить его грехи.
Это подобно тому, как мы смотрим на розу — прекраснейший цветок, но имеющий колючие шипы. Мы осторожно держимся от шипов подальше, а самой розой наслаждаемся. У нас должно быть такое же отношение и к людям — видеть хорошие стороны человека, а от плохих удаляться, и даже больше того — плохие стороны покрывать жалостью, состраданием. Нужно именно жалеть всякого человека, находящегося в озлоблении, зависти и т.п.; ведь этот человек в духовной беде, нужно ему помочь своей любовью и пониманием, а не ссориться с ним.
В конце первой великопостной вечерни мы слышим замечательную покаянную молитву святого Ефрема Сирина — «Господи и Владыко живота моего», в которой мы как раз и просим у Бога: Господи, дай мне видеть мои согрешенья и не осуждать брата моего. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов