Ростислав Женилов, иер.: Первая неделя великого поста

Сегодняшнее Евангелие, дорогие братья и сестры, рассказывает нам о том, как один из учеников Христовых, Филипп, привел ко Христу своего друга Нафанаила. По дороге Нафанаил высказал Филиппу свои сомнения относительно истинности Христа как Мессии, но после встречи со Христом и разговора с Ним, все сомнения у Нафанаила исчезли. Господь коснулся самой живой струны сердца Нафанаила, самой задушевной его мысли, задушевного желания, показав этим Свое божественное всеведение; и вот Нафанаил прославляет Христа как Сына Божия и делается Его учеником, одним из двенадцати.

Почему же именно в это воскресенье, которое называется Неделей Православия, положено Церковью читать это Евангелие, в котором рассказывается о беседе Господа с Нафанаилом? А потому, что в словах Господа к Нафанаилу ясно показан характер истинного православного христианина и характер вообще истинной Православной Церкви.

Вот подлинно израильтянин, – сказал Господь о Нафанаиле, – в котором нет лукавства, т.е. вот человек, который право и прямо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует, – т.к. Нафанаил прямо, сразу уверовал в Иисуса Христа как Сына Божия и уже никогда не колебался в вере. Вот таков, дорогие братья и сестры, должен быть и истинный христианин, такова должна быть истинная Церковь, т.е. Церковь, в которой нет лукавства, нет суетных человеческих измышлений, которая истинна в своем учении, таинствах, богослужении, во всем своем устройстве. Такова и есть наша Православная Церковь, оставшаяся неизмененной с апостольских времен и засвидетельствованная множеством святых угодников и чудес.

За чистоту нашей веры и нашей Церкви было пролито много мученической крови, было много подвигов борьбы с врагами истины, с язычниками, с магометанами, с ложными христианами, много было перенесено страданий преподобными отцами и другими защитниками веры. В этом и есть воспоминаемое сегодня Торжество Православия, что от святых Апостолов до наших дней, несмотря на все усилия адских слуг, донесена православная вера во всей своей истине и чистоте. Подтверждением же истинности нашей веры служит еще и то, что в ней жили и спаслись люди всякого рода, звания, состояния и пола: и славные цари, и мудрые философы, и величайшие ученые, и знатные и простые, и богатые и бедные, и мужчины и женщины. Православная вера приводит людей к нравственному совершенству и святости, а к совершенству может привести только совершенная вера со всеми ее божественными силами.

Да, дорогие братья и сестры, только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом человеческое естество, обновляет его посредством таинств крещения, покаяния и причастия; враждующих наполняет любовью; отчаянных исполняет надеждой; унылых утешает; лукавых делает добрыми; развращенных исправляет; алчных делает воздержными; жестоких – милосердными; блудных – целомудренными; самолюбивых – самоотверженными; скупых – щедрыми; безумных – мудрыми; и даже бесноватых делает богоподобными. Вот какие чудеса творит в человеке вера православная!

Но почему-же в нас она не производит такой спасительной перемены, дорогие братья и сестры? От нашего маловерия или безверия, от легкомыслия, от испорченности нашего сердца, от того, что мы удалились от Церкви, не живем духом и жизнью Церкви, а только слабо или формально держимся ее.

Чтобы нам быть настоящими православными христианами, нам прежде всего нужно иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью, принимать участие в ее молитвах и таинствах, жить духом нашей веры, следовать ее правилам и заповедям, а главное – через истинное и глубокое покаяние мы должны восстановить в себе образ православного христианина по образу святых Божиих угодников или лучше даже по образу Самого Господа Иисуса Христа, чтобы и о нас сказал Господь, как некогда о Нафанаиле: вот подлинно христианин, в котором нет лукавства. Аминь.

Иерей Ростислав Женилов