Подобно тому, как Великий пост состоит из семи недель – как бы семи ступенек, составляющих лестницу, которая ведет нас к радости Пасхи, так и пасхальный период (от Воскресения Христова до Троицы) также состоит из семи недель – семи ступенек – которые составляют лестницу, ведущую нас к принятию благодати Святого Духа. Сейчас тоже на каждой ступеньке (т.е. каждое воскресенье) Церковь отмечает особое событие или пример, помогающий нам должным образом приготовиться к великому моменту сошествия Святого Духа. На Пасху Господь Своим Воскресением уничтожил власть ада и смерти, и открыл нам двери рая. Теперь же, посредством церковных богослужений мы продолжаем наслаждаться пасхальной радостью и готовиться к получению радости и даров неизреченных, человеческому уму непостижимых, которые верующие получают от Духа Святого.
Проходя по лестничке Великого Поста, мы держались за перила покаяния и молитвы, благодаря которым мы очищались и духовно возвышались. В пасхальном периоде мы держимся за перила веры, которая легко и удобно приводит нас от земли на небо. Каждое воскресенье Церковь нам предлагает удивительные примеры этой веры и показывает поразительные результаты ее. Второе воскресенье пасхального периода (первое – это сама Пасха) посвящено Апостолу Фоме, потому и называется Фомино Воскресенье. Апостол Фома отличался своим неверием в смысле эмпирическом; подобно современным ученым он обо всем любопытствовал и хотел все познавать опытно, т.е. видеть собственными глазами и прикасаться собственными руками, прежде чем убеждаться в истинности чего-либо. Так он отнесся и к вести о Воскресении Христовом. И Господь нарочито явился Своим ученикам первый раз в отсутствии Фомы, чтобы дать неверующему ученику возможность поверить в Него путем сердечным. Видя же немощь Фомы и потребность прийти к вере путем ума, Господь снова явился ученикам ровно через неделю и милосердно дал Фоме осязать Свои раны, чтобы и этот неверующий, требующий физических доказательств ученик, мог вместе с другими восторженно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» Однако, отвечая апостолу, Господь подчеркнул преимущество веры сердечной и на все века оставил всем верующим в Него утешение, сказав: «Ты поверил, потому-что видел; блаженны не видевшие и уверовавшие».
В третье пасхальное воскресенье воспоминаются святые Жены-Мироносицы, эти удивительные женщины, которые своей любовью и преданностью Спасителю превзошли самих учеников Христовых, за что и сподобились первыми услышать от ангелов весть о Воскресении Христовом. И услышав эту поразительную весть, мироносицы тут же на месте, ни минуты не сомневаясь, сразу поверили и в великой радости побежали сообщить об этом апостолам. Святые жены-мироносицы являют нам пример веры абсолютной и совершенной, принимающей явления духовного мира мгновенно, без сомнения, и не требующей никаких доказательств. Такая вера получает и высшую награду: жены-мироносицы опять же первыми сподобились увидеть и Самого Воскресшего Господа, когда они шли поделиться радостной вестью с учениками.
В четвертое воскресенье Церковь предлагает нам пример Расслабленного, который 38 лет лежал в своем плачевном состоянии, не имея возможности получить помощь. Расслабленный страдал по своим грехам, но Господь посетил дом милосердия, где лежал этот страдалец и подобные ему, и Своим словом исцелил его, повелев ему взять свою постель и идти. Расслабленный поверил Господу и пошел, исполняя повеление Господне даже несмотря на укоры иудеев, недовольных совершением исцеления в субботу. Пример расслабленного показывает нам, как вера помогает преодолевать грехи и последствия греха – страдания и болезни.
Пятое пасхальное воскресенье посвящено замечательной женщине, Самарянке, которая являет нам образец веры простосердечной и восторженной. Такая вера может даже грешника совершенно преобразить и привести к праведности, как и показывает нам Церковь, воспоминая умилительную беседу самарянки с Господом у колодца. Однажды Христос пришел в самарийский город Сихарь, где находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у этого колодца пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, т.к. иудеи не общались с самарянами. Иисус сказал ей: если бы ты знала, Кто с тобой говорит, ты сама просила бы у Него пить и Он дал бы тебе живую воду. Самарянка еще больше удивилась, откуда Иисус мог бы дать живую воду, не имея даже почерпала? Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Затем Господь, зная что самарянка, хотя и сожительствует тайно во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он, говорящий с ней, и есть ожидаемый Христос. Тогда самарянка на радостях бросила свой кувшин и побежала в город пригласить своих сограждан выйти ко Христу, и по ее свидетельству многие самаряне тогда уверовали в Него. Сама же блаженная самарянка, удостоившаяся беседовать с Господом, пострадала за Христа во время воздвигнутого римским императором Нероном гонения на христиан. Имя ее – святая мученица Фотиния (Светлана).
Одним из самых светлых примеров веры является Слепой, которому посвящено шестое пасхальное воскресенье. Как-то раз, проходя среди людей, Господь увидел человека, слепого от рождения, который сидел и просил милостыню. Зная, что этот человек родился слепым только для того, чтобы в нем прославился Бог, Христос плюнул на землю, сделал смесь из плюновения и помазал ею глаза слепому. Затем Он сказал слепому: пойди и умойся в купальне Силоам. Слепой пошел и умылся и пришел зрячим. Фарисеи, которые с лицемерной строгостью соблюдали закон Моисеев, не поверили исцелению и всячески старались дискредитировать чудо. Сперва они бросили тень подозрения на то, что слепой действительно родился слепым, и стали допрашивать его родителей, а затем и его самого. Потом они стали говорить, что не от Бога тот Человек, Который исцелил слепого, потому-что Он не хранит субботу (т.е. исцелил слепого в субботу!), и что только Моисей общался с Богом, а про Этого они не знают откуда Он. Прозревший слепой не испугался фарисеев и смело ответил им: это и удивительно, что вы не знаете откуда Он, а Он открыл мне глаза; от века не слышано, чтобы кто-либо мог открыть глаза слепорожденному, поэтому Он не мог бы ничего такого сделать, если бы не был от Бога. Тогда разгневанные фарисеи выгнали прозревшего вон. Иисус Христос, услышав что слепого выгнали, нашел его и сказал ему: веруешь ли ты в Сына Божия? Слепой спросил: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал: и видел ты Его, и Он говорит с тобой. Тогда слепой воскликнул: верую, Господи! и поклонился Ему.
Эта умилительная история дает нам пример человека, который, благодаря своей вере, получил полное прозрение – как физическое, так и душевное. Он заслужил это чудо многолетним страданием и терпением своей слепоты, и вот у него сразу открылись и телесные глаза, и духовные, и он увидел одновременно и солнце в природе, и духовное Солнце – Христа. И еще важно, что слепой не побоялся открыто исповедать свою веру, не испугался ни людей, ни притеснения, ни гонения за свою веру. Этим он указывает путь и нам, живущим среди мира такого же враждебного Христу и истинной вере в Бога, какими были и те фарисеи, которые преследовали слепого. Вера слепого – это твердая и непоколебимая вера мучеников за Христа.
История слепого является для нас утешение еще и в ином плане: в ней Господь ясно указывает нам, что телесные дефекты, особенно от рождения, необязательно являются наказанием за грехи, а часто даются для проявления особой Божией милости. Когда ученики спросили Иисуса: Учитель, кто согрешил – слепой или родители его, что он родился слепым? – Господь им ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это дано было для того, чтобы на нем явились дела Божии.
В седьмое пасхальное воскресенье Церковь связывает все образцы веры и отмечает память Святых Отцов 1-го Вселенского Собора, которые изложили эту веру в целом, стройном и правильном учении. Первый Вселенский Собор был созван в 325-ом году в городе Никее для того, чтобы рассмотреть лжеучение Ария. В противовес приведенным выше образцам веры в Иисуса Христа как Сына Божия, Арий отвергал Божество Христа и учил, что Иисус Христос не есть Сын Божий, а только высшее творение. Лжеучение Ария сохранилось в разных видах и по сей день, и в наше время распространяется врагами Божиими с особым усердием. Святые Отцы 1-го Вселенского Собора, среди которых был Святитель Николай, который даже ударил Ария по щеке за дерзкую хулу на Гопода Христа, полностью осудили ересь Ария и составили первую часть Символа Веры, в котором ясно и конкретно объясняются все догматы православной веры.
Иерей Ростислав Женилов