Ростислав Женилов, иер.: Слово в неделю мытаря и фарисея

Вот, по воле Божией, мы снова дожили до предверия Великого Поста, дорогие братья и сестры.  Церковь вводит нас в этот пост постепенно, особыми песнопениями на вечерних службах и притчами на литургиях.  Вчера вечером мы впервые услышали – и будем слышать в течение всего поста – умилительное покаянное песнопение со следующими словами:  «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему; храм носяй телесный, весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию».  В этой стихире мы просим чтобы Господь, Податель жизни, открыл нам двери покаяния, ибо ранним утром наша душа тщится к Его святому храму, облеченная в оскверненное тело, котором мы молим Господа очистить по Своей великой милости к нам.

Эта первая из трех подготовительных недель к Великому Посту называется Неделей о Мытаре и Фарисее, поэтому сегодня мы слышали притчу Христову об этих двух людях.

Здесь мы видим два образа молитвы.  Фарисей хотя и благодарил Бога в своей молитве, но молитва его была полна гордыни.  Господь услышал молитву фарисея и принял ее, но одновременно ясно указал нам, что в этой молитве не было той силы, которая ведет к покаянию, а через покаяние – ко спасению.  Но эта сила была в молитве мытаря, который не говорил о своих добродетелях, а только знал свои грехи и со смирением просил у Господа прощения.

Каждый год мы слышим эту притчу о мытаре и фарисее, и знаем, что она учит нас смирению и покаянию.  Но не только смирению и покаянию:  эта притча также учит нас и молитве.

 Молитва – это наша первая и основная добродетель.  Как мы относимся к молитве, такое же будет у нас отношение и к другим добродетелям.  Когда мы молимся, мы не должны думать ни о чем другом.  В молитве мы должны проявить полное смирение, как это сделал мытарь.  В молитве мы должны выразить благодарность Богу, как сделал фарисей.  В молитве мы должны полностью открыть наше сердце и верить словам Спасителя:  если что хотите, просите, и Отец ваш небесный даст вам.

 В конце сегодняшней притчи сказано, что мытарь вышел из храма более оправданный, чем фарисей.  Однако, не сказано, что кто-нибудь из них был полностью оправдан или полностью отвергнут.  Таким образом Господь указывает нам, что именно смирение приводит к покаянию, а покаяние к прощению грехов; но одновременно нужно помнить, что двери покаяния всегда открыты для всех, что даже гордые, смирившись, имеют возможнось в них войти, и что не один только случай смирения может нас оправдать, а постоянный смиренный настрой души.

 Так, дорогие братья и сестры, начиная с сегодняшнего дня готовиться к Великому Посту, настраивая себя постепенно на смирение и покаяние, мы в своих молитвах должны помнить, что прощение наших грехов зависит от нашего отношения к Господу и нашим ближним.  Аминь.

Подготовка к Великому Посту

С Недели о Мытаре и Фарисее начинается приготовительный период к самому важному времени церковного года – Великому Посту, который, в свою очередь, является приготовительным периодом к венцу всего года, к празднику праздников – Светлому Христову Воскресению.

Почему нам нужно готовиться к Великому Посту постепенно? Ответ на это мы можем найти в природе. Природа не сразу отходит от глубокой зимней спячки. Сперва должен растаять снег, расколоться лед на водах, должен потеплеть воздух, должно пригреть солнышко, – и только тогда может все оживиться, зазеленеть, зацвести…

То же самое происходит и с нашей душой. Душа леденеет и сковывается грехами, и ее нужно сперва растопить и отогреть, прежде чем она сможет прийти в надлежащее состояние, чтобы войти в Великий Пост и извлечь из него максимальную пользу для себя.

Приготовительный период к посту состоит из четырех воскресений, четырех этапов на пути духовного очищения. Первое воскресенье – Неделя о Мытаре и Фарисее – учит нас смирению. Стяжав смирение, мы идем к следующему этапу – Неделе о Блудном Сыне – это покаяние. От покаяния наша душа переходит к страху Божию – это Неделя о Страшном Суде, и тогда мы подходим к преддверию Великого Поста через сердечное сокрушение и плач о грехах – это прощенное воскресенье, воспоминающее изгнание из рая и плач Адама о потере его.

Притча о мытаре и фарисее раскрывает нам всю глубину, всю силу, и одновременно всю простоту и доступность смирения. Фарисей был человеком, по сути, неплохим, соблюдал все церковные правила и предписания, и искренно считал, что он живет праведно. Но вот он пришел в храм Божий и согрешил гордыней и презрением, и – думая, что он на первом месте, – оказался на последнем. Не так ли и многие из нас? Вот мы, как будто, и в церковь ходим, и причащаемся, и посты строго соблюдаем, и милостыню творим. Но одновременно мы ближних своих осуждаем, презираем, считаем себя духовно лучше и выше их… и что же? Мы превращаемся в этого самого фарисея.

А мытарь, хотя и грешник был, но он пришел в храм, скромно стал, смиренно опустил голову, ощутил все свое недостоинство, и вздохнул из глубины души: «Боже, милостив буди мне грешному!» «И пошел, – говорит нам Евангелие, – сей в дом свой более оправданный, нежели тот». Вот в этих словах мы находим ключ к праведности – смирение. Полное смирение, полное сознание своего недостоинства перед Господом. Мы не должны забывать, что через смирение и грешник может найти путь ко спасению, и великий грешник может потенциально стать великим праведником. И самый лучший пример этого Церковь нам даст немного позже, в пятое воскресенье Великого Поста, предлагая нам потрясающий образ преподобной Марии Египетской.

Прислушаемся же к голосу Церкви, которая в кондаке этой недели учит нас: «Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных», т.е. будем избегать гордыни, самохвальства, чванливости фарисея, а лучше у мытаря научимся тому, на какую высоту перед Богом возносит человека глубочайшее смирение. Или, как прекрасно выразился духовный поэт: «Лучшее пред Богом предстояние – в глубине высокого смирения». Будем же подражать смирению мытаря, чтобы и мы, пройдя наш жизненный путь на земле смогли оправданными войти в наш небесный дом – Царство Божие.

Боже, милостив буди нам грешным! Аминь.

Иерей Ростислав Женилов