Только два благословенныхъ слова, и радость наша — христианская — ярче лучей солнечныхъ является во всей своей полноте, духовной красоте и силе! Радость наша — радость христианская, твердая, непоколебимая, которую никто не можетъ отнять у насъ. Ибо она приходитъ не отъ человека и не человекомъ дается, а только Темъ, Кто былъ «мертвъ и воскресъ», Кто былъ «Агнцемъ, вземлющимъ грехи мира, и сталъ, за Свое послушание Отцу Своему до смерти, великимъ Первосвященникомъ по чину Мелхиседекову, Который возселъ одесную престола величия на небесахъ и есть Священно-действователь святилища и скинiи истинной которую воздвигъ Господь, а не человекъ», Христомъ — Спасителемъ мира.
Радость наша! Что это? Каковъ предметъ ея, содержание? Это прежде всего точное исполнение предсмертныхъ словъ Агнца; идущаго на заклание. «Истино, истино говорю вамъ: вы восплачите и возрыдаете, а миръ возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша въ радость будетъ. Женщина, когда рождаетъ, терпитъ скорбь, потому что пришелъ часъ ея; но когда родитъ младенца, уже не помнитъ скорби отъ радости, потому что родился человекъ въ миръ. Такъ и вы теперь имеете печаль; но Я увижу васъ опять и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отниметъ у васъ.» (Иоан. ХVI, 20-22).
Это речь о той печали, которую последователи Христа испытали въ тотъ страшный день, когда Спаситель былъ схваченъ представителями еврейскаго народа, поруганъ, преданъ Пилату и последний, надругавшись надъ Христомъ, осудилъ Его на страшную голгоѳскую смерть. Что могло сравниться съ этой скорбью? Ея тяжесть была невыносима. Солнце, не стерпевъ позора своего Творца и Владыки, сокрыло свои лучи, земля затрепетала отъ страха, когда Божественный Страдалецъ испустилъ Свой духъ. Бесновалось только сердце человеческое, оно то и создало для последователей Христа обстановку невыносимо тяжелую. Умеръ Праведникъ, на Котораго возлагались все светлыя надежды. «А мы надеялись было, что Онъ есть Тотъ, Который избавитъ Израиля». Значитъ кончено все. Впереди полный мракъ и безпросветность! Вотъ объ этой скорби, которая должна смениться радостию и предупреждалъ Божественный Страдалецъ Своихъ учениковъ. Предсказание исполнилось скоро, на третий день. Великий камень у гроба былъ отваленъ, поруганный Праведникъ воскресъ изъ мертвыхъ.
Радость наша ни съ чемъ не сравнима. Ведь это не то, чемъ хотелъ прельстить Спасителя мира на горе отецъ лжи, древний человекоубийца. Это не камни, обращающиеся въ хлебы, это не царства земныя со всеми ихъ сокровищами, это не наглое предложение: — «только поклонись мне, все будегь Твое». Это полное поражение отца лжи и его владычества, полная победа жизни надъ смертию, света надъ тьмою, правды надъ ложью!
Воскресъ Христосъ — значитъ воскресла жизнь, воскресла правда, воскресла истина, которыя Онъ проповедывалъ и живымъ воплощениемъ которыхъ Онъ былъ Самъ. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же миръ видимый же весь и невидимый: Христосъ бо возста, веселие вечное».
И это воскресение было не мистически-таинственное, а реально-осязательное, опытомъ оправданное. «Когда они говорили о семъ, Самъ Иисусъ сталъ посреди нихъ и сказалъ имъ: миръ вамъ. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видятъ духа; но Онъ сказалъ имъ: что смущаетесь и для чего такия мысли входятъ въ ваши сердца? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Самъ; осяжите Меня и разсмотрите, ибо духъ плоти и костей не имеетъ. И сказавъ это Онъ показалъ имъ руки и ноги».
Еще выразительнее это состояние проявилось въ случае съ Апостоломъ Ѳомою. «Ѳома же, одинъ изъ двенадцати, называемый Близнецъ, не былъ тутъ съ ними, когда приходилъ Иисусъ. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но онъ сказалъ имъ: если не увижу на рукахъ Его ранъ отъ гвоздей и не вложу перста моего въ раны отъ гвоздей, и не вложу руки моей въ ребра Его, не поверю. После восьми дней, опять были въ доме ученики Его, и Ѳома съ ними. Пришелъ Иисусъ, когда двери были заперты, сталъ посреди нихъ и сказалъ: миръ вамъ! Потомъ говоритъ Ѳоме: подай перстъ твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи въ ребра Мои и не будь неверующимъ, но верующимъ. Ѳома сказалъ Ему въ ответъ: Господь мой и Богъ мой.» (Ин. XX, 24-28).
Такимъ былъ Христосъ. Но Христосъ былъ не только Законоположникомъ нашей веры, но Родоначальникомъ новаго человечества: вторымъ, небеснымъ, Адамомъ. Значитъ, воскресъ Христосъ, — воскресло въ Немъ и съ Нимъ все то, что было съ Нимъ, сострадало Ему, верило въ Него, любило Его и умирало за Него. Ничто за Христа испытанное не потеряло себя. Ни одна капля крови, ни одна слеза, ни одинъ стонъ человеческой души не затерянъ былъ. Все во Христе было оправдано и обрадовано. Не даромъ великий Апостолъ, говоря о воскресении Христа, свидетельствуетъ: «Ныне Христосъ возста изъ мертвыхъ, начатокъ умершихъ бысть». Не даромъ и Церковь поетъ въ пасхальные дни: «ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднуетъ убо вся тварь возстание Христово въ немъ же утверждается».
Мало того. Самый адъ, его преисподняя, какъ место заключения умершихъ, ныне разрушены, уничтожены. «Снисшелъ еси въ преисподняя земли и сокрушилъ еси вереи вечныя содержащая связанныя Христе, и тридневенъ, яко отъ кита Иона, воскресъ еси отъ гроба». Ныне и мы можемъ съ великимъ светильникомъ Церкви Христовой, Иоанномъ Златоустомъ, воскликнуть: «Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? воскресе Христосъ, и ты низвергся еси, воскресе Христосъ и падоша демони. Воскресе Христосъ и радуются ангели. Воскресе Христосъ и жизнь жительствуетъ. Воскресе Христосъ и мертвый ни единъ во гробе: Христосъ бо возста отъ мертвыхъ, начатокъ усопшихъ бысть.»
Такова наша радость христианская, дорогие братья и сестры, по отношению къ прошлому. Что же сказать о нашемъ настоящемъ и будущемъ? Оно прискорбно, слезъ достойно, но не безнадежно, ибо таитъ въ себе не только возможность полнаго отхода отъ Христа, но и возможность возвратиться къ Нему.
Сумеетъ ли современный гордецъ и богоборецъ человекъ побывать на луне и укрепить тамъ свою власть, подчинивъ себе ближайшия планеты — это не важно. Важно и ценно другое: сохранитъ ли душа современнаго человека возможностъ привиться благодатной Лозе, укорениться во всеспасительномъ Корне веры, который есть Христосъ? Если да, то будущее наше обезпечено. Оно будетъ светло. Пройдетъ время, наступятъ дни, когда надъ измученнымъ миромъ опягь взойдетъ Солнце Правды Христосъ Богъ нашъ, когда встанетъ снова Русский богатырь, чтобы поднять святорусское знамя служения Царству Божию и Правде Его. Тогда, духовно очнувшись, Востокъ произнесетъ то слово, которое громовымъ раскатомъ прозвучитъ на Западе и призоветъ западный миръ на служение Христу Богу — и Его Правде. Тогда миръ найдетъ свое спасение, люди — свое благоволение, обновится тогда и лице всей земли, ибо Царство нашей радости — радости христианской войдетъ въ свою силу и люди, охваченные духомъ этой радости, едиными усты и единымъ сердцемъ будутъ петь Богу: «Светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе: Ты же чистая красуйся Богородице, о возстании Рождества Твоего.»
Не случится этого? Да будетъ воля Божия! Но и тогда наша радость не оставитъ пребывающихъ во Христе, ибо не ложны слова Христа Спасителя: «Въ мире скорбни будете. Но дерзайте! Я победилъ миръ». Или: «Не бойся малое стадо! Ибо Отецъ вашъ благоволилъ дать вамъ Царство». Только бы намъ устоять въ вере, въ Церкви единой, святой, соборной, Апостольской.
Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его и да бежатъ отъ лица Его ненавидящие Его. Яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ, яко таетъ воскъ отъ лица огня, тако да погибнутъ грешницы отъ лица Божия, а праведницы да возвеселятся и возрадуются предъ Богомъ.
Христосъ Воскресе! Христосъ Воскресе! Христосъ Воскресе!
24 марта 1961 г.
Аминь.
Лейквудъ. Протопресвитеръ В. Бощановскiй.