Слово Митрополита Виталия, сказанное на собрании в честь иконы Божией Матери «Курской-Коренной»
В каждый период истории попущением Божьим Церковь Христова бывает обуреваема какой-нибудь разновидностью древнего зла дьявольского — этого настоящего всегдашнего источника всякого бунта и всех революций в мире.
Были у Церкви враги внешние и внутренние, всегда Её притесняющие и проливающие кровь Её мучеников. Господь попускал все эти невзгоды, дабы выявить истинных рабов Божьих, кланяющихся Богу в духе правды и истины и одновременно отсеять всё легкомысленное племя плевел. В Церкви Христовой не может быть ни малейшего отклонения от Истины, от Христа. Кто совершит этот шаг, тот становится неизбежно на путь прогрессивного выхода из Церкви и завершит свой пагубный бег даже до дна адова, если не покается ещё в сей жизни.
Каково же сейчас это искушение, что нас всех волнует? Я думаю, даже не именуя его, Вы все знаете, о чём я хочу сказать, но я всё-таки скажу: ИЕРАРХИЯ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ. Она нас волнует несказанно, потому что по-внешнему она кость от костей наших и говорит, казалось, на одном языке с нами, но они вышли из нас и больше не стали нашими; те же слова, но не тот же смысл и совсем не та конечная цель — как идти к вечному спасению.
Теперь рассмотрим по историческим фактам этот постепенный уклон от Истины, от Христа во всём вселенском православии. На григорианский, новостильный календарь встал сначала патриарх Константинопольский, и за ним пошли греки, румыны, болгары, патриархи Александрийский, Антиохийский. Вот первый шаг, разрушивший молитвенное, богослужебное, сакраментальное единство во всём православии. Новостильники празднуют Рождество, а благоговейные старостильники ещё постятся и ежедневно молятся другим святым по календарю. Не успел ещё григорианский календарь полностью утвердиться, как появляется на мировой сцене экуменизм со своим Мировым Советом церквей, приглашающим все церкви слиться воедино. Все новостильники спешат примкнуть к этому экуменизму и в данный период в этом «единстве» уже насчитывается более трёхсот христианских церквей и сект. За этим новшеством следует следующее погружение в бездну: в Мировой Совет церквей уже принимают всех индуистов, буддистов, просто шаманов и колдунов всего мира. Другими словами, новая экуменическая «церковь», это всё человечество, безразлично, кто во что верит или ни во что не верит.
Наши три, во Бозе почившие, первоиерархи хранили нас от такого соединения, все стоя у этой святой Курской Иконы Божьей Матери. И я, четвёртый Её первоиерарх, по своему глубокому, искреннему убеждению и не только по наследству, смиренно присоединяю свой голос к почившим. Лично я не могу верить в благодатность иерархии Москвы.
И мы все здесь находимся у Иконы Божьей матери, которая, мы верим, как бы сопутствующая нас в Своей Иконе, 75 лет тому назад вышла с нами за границу, как наша Путеводительница, посланная Самим Спасителем нашим. И неужели теперь Божья Матерь вдруг нас станет вести к соединению с иерархией Московской Патриархии, безнадёжно погрязшей в ереси и неправде Москвы. Такого быть не может! Это граничит с кощунством.
Аминь.
27 ноября/10 декабря 1995 г.
«Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархии», №87 1996 г.