Вот мы уже достигли пятой недели Великого Поста, дорогие братья и сестры. В течение последних нескольких недель Церковь преподавала нам разные аспекты духовной жизни, которые мы должны развивать в себе для того, чтобы Торжество Православия, которое мы отмечали в первое воскресенье поста, стало реальным фактом нашей повседневной жизни. Во вторую неделю поста Церковь учила нас молитве, особенно деланию внутренней молитвы как высшему образцу ее, соединяющему нас в постоянной беседе с Господом Богом. Третья неделя была посвящена крестоношению, необходимому для каждого христианина, желающего быть последователем Господа Иисуса Христа, Который искупил нас и даровал всем нам спасение через Свою жертву на Кресте. На четвертой неделе мы учились подниматься по лестнице добродетелей, ведущей прямо в рай к вечной жизни.
Теперь же мы достигли самого главного этапа духовной жизни – покаяния. Покаяние является самым главным в том смысле, что это самый основной этап, начало всякой духовности. Все наши молитвы, добродетели, подвиги поста хороши сами по себе, но без покаяния они напрасны, их плоды умаляются. Это потому, что без покаяния мы не можем осознать наши грехи, наши духовные недостатки, а не сознавая их мы и исправить их не можем, прося у Господа прощение и получая отпущение наших грехов.
Мы видим важность покаяния с того самого момента, когда Адам и Ева согрешили, преступив Божию заповедь. Мы видим как Бог призвал Адама покаяться пока он еще был в раю: «Адам, где ты?» Но вместо того, чтобы осознать свой грех и покаяться в нем, Адам начал себя оправдывать. И с того времени это самооправдание красной нитью проходит через все существование человечества.
В Православной Церкви покаяние является одним из семи таинств. Без покаяния нет спасения. Мы видим это в писаниях Святых Отцов, которых вдохновлял Дух Святой. Сам Господь Иисус Христос, придя на землю, сказал Своим ученикам: «Не праведных пришел Я призвать, но грешников к покаянию». Господу не нужно было призывать праведных, т.к. их праведность была основана на смирении, а через смирение они ясно видели греховность своей природы. Даже такой известный пустынножитель как преподобный Антоний Великий, который под конец жизни достиг ангельского состояния, говорил своим ученикам с великим смирением и плачем о грехах: «Я даже еще ничего и не начинал делать для своего спасения».
Таково смирение праведных, а грешники, следуя по стопам падшего Адама, занимаются лишь самооправданием. Сколько раз мы слышали такие слова от людей: «Ну, пока я еще молод, буду полностью наслаждаться жизнью, а когда состарюсь, тогда уже начну думать о покаянии». Да так ли оно будет? Не обманывают ли себя эти люди? Какую уверенность могут они иметь в том, что они доживут до завтрашнего дня, не говоря уже о старости? «С чем живем, с тем и помрем» – говорит народная мудрость.
И вот, призывая нас к покаянию на этой пятой неделе поста, Церковь по своему обычаю предлагает нам и высший образ его в житии преп. Марии Египетской. И какой же это удивительный и глубоко умилительный образ! Мы видим перед собой законченную грешницу. В течение 17-ти лет она ведет невероятно распутную жизнь. Неожиданно она решает отправиться в Иерусалим для того, чтобы и там продолжать свое распутство. Она следует этому импульсу, не зная еще, что это Божий Промысел действует в ней, призывая ее к покаянию. В тот момент она наверно еще и не сознавала, что ее душа жаждет освободиться из плена греховной жизни. И вот она прибывает в Святую Землю, где она духовно пробуждается и осознает свое страшное греховное заблуждение, а затем под покровом Пресвятой Богородицы уходит в пустыню иорданскую, где она проводит 47 лет в невероятных духовных подвигах, непрестанно каясь о своей греховной жизни.
Таким же образом Господь призывает и каждого из нас к покаянию, дорогие братья и сестры. А то, до чего доводят нераскаянные грехи, мы видим вокруг нас ежедневно. Посмотрите на окружающие нас ужасы: теперь не только взрослые, но и дети совершают убийства, грабежи, насилия и т.д.
Уже пятая неделя Великого Поста. Начали ли мы каяться о своих грехах? Приходим ли мы на исповедь, причащаемся ли? Даже если кто-либо думает, что он еще не готов, не имел достаточно времени подготовиться – не ждите, дорогие братья и сестры! Через неделю мы будем встречать нашего Спасителя. В каком состоянии душевном мы Его встретим? В каком состоянии сердечном мы будем славить Его, петь Ему «осанна»? Может быть кто-либо думает, что пост уже почти на исходе и что у него наверно не остается времени покаяться? Нет, дорогие братья и сестры! Мы должны каяться немедленно, мы должны каяться всегда, мы должны каяться всю нашу жизнь. Пока мы живем на этой земле – никогда не поздно каяться. Только тогда будет поздно, когда мы умрем, когда наша душа покинет тело. Тогда действительно будет слишком поздно, т.к. мы уже ничего не сможем сами для себя сделать. Тогда, в лучшем случае, может быть кто-то останется здесь на земле, кто будет за нас молиться, а в худшем случае – мы пребудем в аду с нашими нераскаянными грехами.
Дорогие братья и сестры! Еще не поздно осознать наши грехи, прийти к Господу с покаянием, стать на путь спасения. Последуем дивному примеру преп. Марии Египетской, последуем примеру благоразумного разбойника, покаявшегося в самый последний час своей жизни, и скажем Господу словами смиренного мытаря: «Боже, милостив буди нам грешным!» Аминь.
Иерей Ростислав Женилов