Ростислав Женилов, иер.: Вторая неделя великого поста

В прошлое воскресенье мы праздновали Торжество Православия, торжество истинной Церкви Христовой, к которой, по милости Божией, мы с вами принадлежим. Но торжество Православия выражается не только исторически, дорогие братья и сестры; не только в том, что вот уже почти 2.000 лет, несмотря на всевозможные и страшнейшие гонения и ереси, продолжает существовать в неповрежденном виде и сохранять полноту истины эта Церковь, основанная Самим Спасителем и возделанная Его апостолами. Ведь Церковь это не какое-то бюрократическое учреждение; Церковь – это живое собрание всех Ее членов, и поэтому истинное торжество Православия происходит тогда, когда все члены Церкви являются истинно православными, т.е. когда верующие воплощают свою веру в жизнь, преображают свою жизнь в духе Православия, живут по-православному.

Но как же нам жить по-православному? Каким же именно образом Православие должно пронизывать всю нашу жизнь? Вот этому ответу Церковь и посвящает остальные четыре воскресенья Великого Поста. Во-первых, нам нужна в жизни молитва. Молитва – это живая связь с Богом, с нашим Творцом. Молитва – это для нас дыхание жизни, без молитвы мы духовно засыхаем. Молитва также необходима нашей душе как воздух телу. И вот – как самый совершенный образец – в сегодняшнее, второе воскресенье поста Церковь предлагает нам Святителя Григория Паламу, учителя высшей степени молитвы – молитвы внутренней, внутреннего делания.

Другой фактор Православия в нашей жизни – это крестоношение. И как самый совершенный образец его – в третье воскресенье поста Церковь выносит нам Крест Господень. Затем, в четвертое воскресенье поста Церковь предлагает нам преп. Иоанна Лествичника, который учит нас еще одному важному аспекту Православия в нашей жизни – это стяжание добродетелей.

Но может быть мы как-то более-менее молимся, более-менее терпеливо несем данный нам жизненный крест, и даже как будто совершаем в нашей жизни кой-какие добродетели, но все же мы еще не до конца живем по-православному. Почему же? А потому, что мы грешим. Мы все уже раждаемся с зачатками грехов, да еще в течение жизни приобретаем собственные греховные навыки. Если мы будем коснеть в этих грехах, мы не может быть истинно-православными. Однако, Церковь дает нам замечательное средство для преодоления этой преграды в нашей жизни, а именно – покаяние. И вот, как самый совершенный образец покаяния и образец того, что никогда не нужно отчаяваться в своих грехах, — в пятое воскресенье поста Церковь предлагает нам пример преп. Марии Египесткой, которая из ужаснейшей грешницы превратилась не только в праведницу, а буквально в ангела на земле. Вот таким образом, в течение всего Великого Поста, Церковь открывает нам сокровища православной веры и учит нас, как нам применять эту веру в нашей жизни.

Но остановимся сегодня на поучении этой недели – на молитве. Святитель Григорий Палама был родом из Константинополя, жил в 14-ом веке и был архиепископом Фессалоникийским. Он достиг высоко-добродетельной жизни, был видным богословом и написал много духовных трудов. Но главная его заслуга была в том, что он возродил древнюю науку внутренней молитвы, которая процветала среди великих Отцов Церкви – пустынников и аскетов, – и которая со временем забылась. Эта наука называлась «внутренним деланием», потому-что занимающиеся ею не молились только в определенное время, например утром и вечером, как мы от силы делаем, а пребывали в молитве постоянно.

Такое состояние постоянной молитвы становилось возможным только после долгих усилий, когда человек научался отвлекать себя от всех внешних стимулов окружающей среды, научался сосредотачивать свое внимание внутрь себя, что называлось «сводить ум в сердце», и тогда, чудесным образом и при помощи благодати Божией, устанавливался живой контакт человека с Самим Богом. Это достигалось посредством творения молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуя мя грешного». Эта коротенькая молитва читалась постоянно таким образом, что становилась частью дыхания человека, т.ч. человек буквально дышал молитвой, и уже имел ее в своем сердце все время, даже когда занимался каким-нибудь делом, или с кем-то разговаривал, и т.д.

Для нас, в нашей невероятно суетной жизни, при той страшной спешке в которой мы живем, при той бомбардировке внешних стимулов которой мы подвергаемся, – внутреннее делание уже недоступно. Однако, самая элементарная часть его – молитва Иисусова – все же и для нас практически осуществима. Даже если мы не можем сделать ее частью нашего дыхания, но мы все же можем ее постоянно про себя говорить: едем ли мы на работу, занимаемся ли домашним хозяйством, делаем ли покупки, – мы всегда можем иметь эту молитву хотя бы в своем уме. И вы увидите, дорогие братья и сестры, как плоды этой молитвы не замедлят себя проявить: говоря про себя эту молитву и призывая сладчайшее имя Христово, мы не так скоро обратим внимание на окружающие нас соблазны, мы не так скоро поддадимся раздражению или осуждению, мы не так скоро впадем в уныние; наоборот, покуда мы будем занимать себя молитвой Иисусовой, мы будем покойны, радостны и мирны. В Священном Писании говорится, что всякий, кто призовет имя Господне, – спасется. Это то сокрвоище молитвы, которое нам дает Православие.

Воспользуемся сейчас этим чудным временем Великого Поста, дорогие братья и сестры, чтобы потрудиться и хотя бы немного приучить себя молитве Иисусовой, которая является сильнейшим орудием против бесов и одновременно источником духовных благ и радости для нас.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Аминь.

Иерей Ростислав Женилов