Ростислав Женилов, иер.: Слово на Рождество Христово

Званный пир

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с великим праздником Рождества Христова! Недавно мы слышали воскресное евангельское чтение о богатом пире, на котором было много званных, но мало избранных. Сегодня мы с вами и празднуем именно этот самый пир, с той только разницей, что уже не только Своих слуг послал Господин приглашать нас на пир, а сегодня Он и Сам пришел, Сам сошел на землю и принял на Себя образ человека, чтобы пригласить нас на Свой пир вечной радости, вечной жизни, на пир райского блаженства.

И как же мы с вами отзовемся на это приглашение, дорогие братья и сестры? Посмотрим сперва, как отозвались те, кто были приглашены 2.000 лет тому назад. Тогда тоже было много званных. Званны были книжники с фарисеями, эти якобы хранители церковного закона; они получили приглашение через слуг Божиих — пророков, и им давно было известно время пришествия на землю Мессии, но они, преисполнившись гордыни, властолюбия и злобы, отвергли приглашение и за это сами были отвержены. Зван был и царь Ирод, узнав о пире от волхвов: но он не оставил земных попечений, подобно книжкникам и фарисеям и он не оставил своей гордости и властолюбия, и из-за этого предался злобе, замыслил убить Христа и соделался убийцей множества невинных младенцев; за все это он утратил свое приглашение и тоже был отвержен.

Званны были простые пастухи, которым о пире возвестили ангелы: они бросили все житейские попечения и пришли поклониться Младенцу Христу, и оказались среди избранных. Званны были и волхвы, которым о пире возвестила особая звезда: они прибыли из далеких стран, перенесли труд путешествия, чтобы поклониться новорожденному Царю и Богу, и оказались среди избранных.

А как же поступим мы, дорогие братья и сестры? Вот вы все уже отозвались на приглашение, которое вы получили через Церковь, и пришли сегодня в храм поклониться Младенцу Христу, Спасителю нашему. Тем самым вы сейчас находитесь среди избранных. Но нужно крепко беречь это состояние, потому-что очень легко потерять свое избранничество, либо грехами, либо просто растеряв его среди житейской суеты и мирских привязанностей.

Будем прилагать все усилия, чтобы оставаться на вечном пире Господа нашего Иисуса Христа. А чтобы легче это было сделать, будем руководствоваться словами первого ирмоса рождественского канона: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите (встречайте)! Христос на земли — возноситеся!» Это значит: Христос родился как человек — будем славить Его, покланяться Ему, будем стараться быть подобными Ему, следовать Его учению, соблюдать Его заповеди.

Христос пришел к нам с неба — будем встречать Его, а встречать Его нужно в Его доме, т.е. в церкви, будем неукоснительно ходить в церковь на все богослужения.

Христос через Свою Церковь пребывает с нами на земле — будем возноситься, т.е. будем думать более о небесном, а не земном, будем меньше заботиться о житейском, о суетном, а будем больше беспокоиться о нашей будущей жизни.

Таким образом, славя за церковными богослужениями и в домашней молитве Младенца Христа, родившегося ради нашего спасения, встречая Его в нашей душе и в нашей жизни, возносясь нашими мыслями и делами к небесному, к божественному, — мы уподобимся пастухам и волхвам, и вместе с ними, и со всеми святыми, останемся избранными на радостном пире вечного блаженства. Аминь.

ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ — СЛАВИТЕ!

Иерей Ростислав Женилов